17.05.2025
Календарь Победы: мобилизация населения для работы на Канашский вагоноремонтный завод

17 мая 1943 г. вышло постановление Совнаркома Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) «О мобилизации населения для работы на Канашский вагоноремонтный завод». Согласно документу, председатели исполкомов рай- и горсоветов, а также секретари райкомов и Канашского горкома ВКП(б) должны были в кратчайшие сроки, до 1 июня 1943 г., мобилизовать трудоспособное неработающее население города и сельских населенных пунктов. Руководство завода, в свою очередь, обязано было обеспечить новым работникам нормальные жилищно-бытовые условия [2].

По плану количество рабочей силы распределялось следующим образом: из г. Канаш должны были мобилизовать 150 человек, из Ибресинского и Шемуршинского районов – по 75 человек, а Янтиковский район должен был предоставить 100 человек [3].

Стоит отметить, что такая практика в годы войны была не в новинку. С началом Великой Отечественной войны на многих предприятиях стоял острый дефицит рабочих кадров, когда многие рабочие были мобилизованы в Красную армию. Например, с того же Канашского вагоноремонтного на фронт ушло более 600 человек.

В этой связи Президиум Верховного Совета СССР издает указ от 26 декабря 1941 г., согласно которому всех работников военной промышленности объявили мобилизованными на весь период войны и закрепляли их за предприятиями, где они трудились. 13 февраля 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о мобилизации трудоспособного населения городов на работу в промышленности и строительстве. Согласно указу, все мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет должны были отправиться на заводы, фабрики и стройки, в первую очередь на предприятия военной промышленности. Для мобилизации сельского населения и неработающих горожан, а также для учета и распределения рабочей силы в Чувашской АССР создали специальное бюро во главе с заместителем председателя Совнаркома. Только за 1942 г. бюро направило в промышленность и на стройки республики около 2 тыс. человек, из них на Канашский вагоноремонтный – 245, на предприятия Чебоксар – более 500, Алатыря – 90, на торфоразработки – 266 человек и т.д. [1. С. 225].

Упомянутый ранее Канашский вагоноремонтный завод был крупнейшим предприятием Чувашской АССР. В годы войны его роль возросла: он находился в глубоком тылу, но при этом был ближайшей крупной базой для ремонта железнодорожных вагонов. В августе 1941 г. сюда привезли оборудование и более тысячи эвакуированных работников с семьями из Дарницкого, Жмеринского, Борисоглебского и Шевченковского заводов. Люди расселились в городе и окрестных деревнях. Большинство эвакуированных влились в коллектив завода и сразу начали монтировать оборудование в новых цехах, часть которых переоборудовали для производства боеприпасов. Уже в ноябре 1941 г. завод начал выпускать продукцию по заданию Государственного комитета обороны [1. С. 217].

Несмотря на суровую зиму, строительство чугуно-сталелитейного цеха продолжалось. К марту 1942 г. основные работы были завершены.

Кроме боеприпасов, завод производил бронепоезда, бронетранспортеры, спецпоезда, ремонтировал танки Т-34, изготавливал автофургоны, предназначенные для фронтовых фотолабораторий, и выполнял другие заказы фронта. В сентябре 1944 г. начали изготовление снегоочистителей для освобожденных от противника железных дорог. Ежемесячно их выпускалось более 30 штук. Одновременно рабочие оборудовали передвижные вагоны-бани [5]. В марте 1942 г. из ворот ВРЗ на фронт ушел бронепоезд «Комсомол Чувашии», построенный на средства, собранные жителями республики (более 1,3 млн рублей). А в один из майских дней того же года ремонтниками Канашского вагоноремонтного завода в состав 39-го отдельного дивизиона передавался уже другой бронепоезд «За Родину!».

За годы войны предприятие выпустило продукцию на миллионы рублей, отремонтировало 16472 вагона, десятки танков и 15 бронепоездов. Было построено 9 тяжелых бронетранспортеров и 4 бронепоезда. Кроме того, создали 52 специальных военно-инженерных вагона и 50 снегоочистителей [4].

За выдающиеся производственные достижения в годы войны коллективу вагоноремонтного завода в 1946 г. было присуждено переходящее Красное знамя Наркомата путей сообщения СССР и ВЦСПС.

____________

  1. Александров Г.А. Годы Великой Отечественной войны // История Чувашии новейшего времени. Книга 1: 1917–1945 / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; [Авт.: А.В. Изоркин и др.]. – Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук, 2001. – С. 214–261.
  2. ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 23. Д. 15. Л. 123.
  3. Там же. Л. 124.
  4. Канаш в годы Великой Отечественной войны. URL: https://pobedakanash.tilda.ws/ (Дата обращения: 15.05.2025).
  5. Подвиг в тылу. URL: https://old-gkan.cap.ru/SiteMap.aspx?id=212545 (Дата обращения: 15.05.2025).


А.Ю. Гусарова

62-14-95