В мае-июне 1798 г. император Павел I, приступивший к военной реформе, совершил сухопутное путешествие из Павловска через Новгород, Тверь, Москву, Нижний Новгород, Свияжск и Казань для смотра войск Оренбургской инспекции. Вернулся по дороге через Свияжск, Нижний Новгород, Ярославль, Тихвин [2. С. 33].
В ходе подготовки к «высочайшему шествию» в Чебоксарах появились
полосатые караульни, будки и шлагбаумы, полюбившиеся Павлу I во время
путешествия по Европе в 1781–1782 гг. Весной 1798 г. Казанский гражданский
губернатор был извещен генерал-прокурором А.Б. Куракиным о распоряжении Павла I о строительстве полицейских дорожных
сооружений. По его предложению Чебоксарская шестигласная дума вместо
существующих четырех старых застав построила 4 шлагбаума, 8 будок и 6 караулен
по чертежам губернского архитектора Ф.Е. Емельянова на въезде (Введенская
улица) и выездах из города (на Воскресенской, Соловейской, Нижней улицах) и по
въезжим дорогам в городской черте (близ Притыцкого питейного дома, на Базарной
площади, Кувшинской горе, близ Нижнескородумского питейного дома и при соляном
и питейном «магазинах»), а малые улицы загородила от проезда палисадами и
рвами. Из-за исчерпания городской казны с личного разрешения губернатора,
посетившего Чебоксары с инспекцией, на заставы расположенные на Нижней и
Благовещенской улицах, т.е. вдалеке от Большой Московской дороги, были перенесены
две старые караульни, выкрашенные по утвержденному фасаду в темно-зеленый и
белый цвета. Уличные заставы были достроены в сентябре, расходы по ним
составили 450 руб. 71 коп. [1].
22 мая кортеж императора пересек границу Казанской
губернии, а 23 мая сделал остановку на обед в Чебоксарах. 30 мая на обратном
пути из Казани Павел I
ужинал и ночевал в Чебоксарах. 31 мая император встал по привычке рано – в 6
часов утра, а уже в 7 часов выехал из Чебоксар и отправился по почтовому
тракту, провожаемый звоном колоколов всех городских церквей.
Что же касается шлагбаумов, то в августе 1801 г. по указу
Александра I, отменившему шлагбаумы в городах, где не было военных гарнизонов,
они были сломаны, с коромысел сняты железные цепи [3. С. 83].
______________
1. ГИА ЧР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 91. Л. 1, 6-7 об., 37, 41 об., 43-44 об., 48, 52, 54 об., 60.
2. Гусаров Ю.В. Представители династии Романовых в Чувашии: исторические очерки. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2024. – 144 с.
3. Чебоксары: исторический очерк. Коллективная монография. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2024. – 511 с.
А.Ю. Гусарова
62-14-95