215

215

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 215
Наименование : Инспектор народных училищ Чебоксарского уезда
Полное наименование :
Инспектор народных училищ Чебоксарского уезда Казанской губернии, г.Чебоксары. 1890-1917 гг.
Шифр сайт : Ф.215 Инспектор народных училищ Чебоксарского уезда
Переименования
Дата : 01.01.1890 (неточно)-01.01.1909 (неточно)  
Наименование : Фонд Ф-215. Инспектор народных училищ Чебоксарского и Царевококшайского уездов Казанской губернии, г. Чебоксары.  
Дата : 01.01.1909 (неточно)-01.01.1917 (неточно)  
Наименование : Фонд Ф-215. Инспектор народных училищ Чебоксарского уезда Казанской губернии,
г.Чебоксары.
Аннотация :
Циркуляры Министерства народного просвещения и директора народных училищ Казанской губернии; доклады о состоянии училищ; протоколы заседаний педагогических советов; дела об открытии, о преобразовании и содержании училищ, строительстве школьных зданий, об открытии ремесленных классов при училищах, о назначении, перемещении и увольнении учителей и выдаче им прибавок к жалованию, сведения о количестве начальных народных училищ в г. Чебоксары и Чебоксарском уезде, списки учителей и учащихся сельских училищ, документы об аттестации служебной деятельности учителей, жалобы учащихся на преподавателей, акты приема-сдачи училищ.
Историческая справка :
Институт инспекторов народных училищ был учрежден 29 мая 1869 г., когда император Александр II утвердил постановление Государственного совета от 26 мая 1869 г. «Об учреждении инспекторов народных училищ, открытии образцовых училищ и о других мерах к развитию начального народного образования».
В соответствии с вышеуказанным постановлением в тридцати трех губерниях, на которые распространялось положение о земских губерниях от 1 января 1864 г., и в Бессарабской области для наблюдения за народными училищами (далее – училища) учреждались должности инспекторов народных училищ, по одному инспектору на губернию. Инспектор народных училищ (далее – инспектор) был обязательным членом местного губернского училищного совета, которому должен был содействовать в деле устройства и распространения народного образования. Инспекторы утверждались в должности министром народного просвещения (1).
29 октября 1871 г. император Александр II утвердил составленную Министерством народного просвещения «Инструкцию инспекторам народных училищ». В соответствии с вышеуказанной инструкцией училища находились под постоянным наблюдением инспекторов. Инспекторы непосредственно подчинялись попечителю учебного округа.
На инспекторов возлагались следующие функции:
- руководство личным составом учителей, его преподавательской деятельностью;
- управление учебно-воспитательным процессом в училищах;
- обеспечение училищ книгами и учебными пособиями;
- материальное обеспечение училищ и учителей;
- открытие новых училищ и расширение уже существующих.
Инспектор оценивал нравственные качества преподавателей их способности и знания, оказывал им учебно-методическую помощь и мог временно отстранить от исполнения своих обязанностей преподавателей, по его мнению, не соответствующих своей должности.
Чины инспекции представляли собой также органы надзора за выполнением в школах установленных правительством норм продолжительности учебного периода и времени зимних и летних каникул, числа учебных уроков, соблюдением требований к учебно-воспитательному процессу, соответствием объема и содержания учебных предметов принятым программам, условиями обращения с учениками. Инспекторы должны были прилагать усилия к введению в училищах дополнительных предметов – церковного пения, гимнастики, ремесел.
Инспектора заботились о том, чтобы при каждом училище имелись учительская и ученическая библиотеки и склад учебников, учебных пособий и классных принадлежностей. Особое внимание обращалось на контроль над приобретением учебных руководств, книг и учебных пособий, преимущественно одобренных Министерством народного просвещения и духовным ведомством Православного исповедания.
Наблюдение за состоянием зданий, занимаемых училищами, так же входило в обязанности инспекторов.
При решении вопросов содержания открываемых училищ, инспектор склонял земства, местные городские и сельские общества к принятию на себя их полного финансирования.
Усилия инспекторов должны были быть направлены на получение начального образования девочками из крестьянских семей, при этом в учебных заведениях для девочек желательно было введение обучения рукоделию. Инспектора способствовали организации при училищах уроков для взрослых.
В случае если инспектор приходил к заключению, что, то или иное училище могло быть полезнее в другой местности, или вовсе должно быть закрыто он ставил вопрос о необходимости его перевода или закрытия перед училищными советами и другими надлежащими учреждениями.
Инспекторы могли самостоятельно приостанавливать решения и постановления губернских и уездных училищных советов до их окончательного разрешения попечителем учебного округа.
Во вверенной им местности инспекторы проводили проверки училищ и о результатах их представляли отчеты попечителю учебного округа. Если инспектор не имел возможности лично в течение года проверить все подведомственные училища, ему, с разрешения начальства учебного округа, мог быть назначен в помощь штатный смотритель уездных училищ или другие чиновники учебного округа. Инспекторам предоставлялось право осматривать учительские семинарии, учительские школы и педагогические курсы и присутствовать в заседаниях советов этих учреждений, но лишь с правом высказывать свои соображения и наблюдения.
С правом голоса инспектор мог присутствовать в испытательных комитетах и педагогических советах гимназий, прогимназий и уездных училищ, когда в них проводились испытания на звание учителей начальных народных училищ. На инспекторов возлагалось наблюдение за действиями съездов народных учителей (2).
25 мая 1874 г. императором Александром II утверждено новое «Положение о начальных народных училищах». В соответствии с этим документом, действовавшим до 1917 года, для заведывания учебной частью всех народных училищ каждой губернии была создана должность директора народных училищ, а инспектор становился его ближайшим помощником.
В соответствии с вышеуказанным положением, училища могли учреждаться земствами, городскими и сельскими обществами и частными лицами с предварительного разрешения инспектора. Училища, «в случае беспорядка и вредного направления учения», могли временно закрываться по соглашению председателя уездного училищного совета с инспектором.
Инспекторы избирались из лиц, имеющих педагогический опыт, и утверждались в должности попечителем учебного округа. Деятельность инспекторов направлял директор народных училищ.
В полномочия инспектора входило принятие решения о допуске учителей к исполнению своих обязанностей и устранение «неблагонадежных» преподавателей от должности. Окончательное увольнение учителей зависело от решения уездного училищного совета.
Инспектор входил в состав уездного училищного совета, на нем лежало заведывание делопроизводством уездного училищного совета, а также составление годового отчета о состоянии всех училищ города и уезда.
В училищах инспектор был обязан давать методические рекомендации относительно способов и приемов преподавания всех учебных предметов в целях их лучшего освоения учащимися (3).


На инспекторов было возложено:
- исполнение экстренных поручений высших правительственных учреждений, окружных управлений, или местных губернских начальств;
- ведение переписки с вышестоящими учреждениями по делам училищ, и других подведомственных учебных заведений;
- присутствие на педагогических курсах, устраиваемых для учителей училищ, и представление отчетов о занятиях на этих курсах, присутствие, по мере возможности, на испытаниях по выдаче свидетельств ученикам училищ на льготу по воинской повинности;
- присутствие на заседаниях уездных училищных советов (4).
Установить точную дату учреждения должности инспекторов в Казанском учебном округе и сеть подведомственных им училищ не представляется возможным. Фонды «Попечитель Казанского учебного округа» и «Директор народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии», где могли отложиться документы об организации должности инспектора, находятся на хранении в Государственном архиве Республики Татарстан. В документах фонда № 215 «Инспектор народных училищ Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары», находящихся на хранении в Государственном историческом архиве Чувашской Республики, необходимые данные отсутствуют.
Опираясь на косвенные источники (формулярный список инспектора народных училищ 4-го участка Казанской губернии, отчет инспектора народных училищ 4-го участка Казанской губернии по осмотру начальных училищ Чебоксарского уезда в течение 1882/3 учебного года, список чиновников и преподавателей Казанского учебного округа, расположенный по местам их служения и др.) можно предположить, что в 1882 – августе 1890 гг. наблюдение за училищами Чебоксарского уезда входило в обязанности инспектора народных училищ 4-го участка Казанской губернии. В 1882/83 учебном году в ведении инспектора народных училищ 4-го участка Казанской губернии находилось 32 училища Чебоксарского уезда (5).
Предложением попечителя Казанского учебного округа от 26 октября 1886 г. № 4863 инспектором народных училищ 4-го участка Казанской губернии был назначен Василий Константинович Магницкий. С 1 сентября 1890 г., в соответствии с предложением попечителя Казанского учебного округа от 28 августа 1890 г. № 4210, Василий Константинович был перемещен в Вятскую губернию на должность инспектора народных училищ Елабужского уезда (6).
В апреле 1904 – июне 1909 гг. училища Чебоксарского уезда находились в ведении инспектора народных училищ Царевококшайского и Чебоксарского уездов Казанской губернии (установлено по косвенным источникам (угловые штампы, бланки)). 19 августа 1904 г. на должность инспектора народных училищ Царевококшайского и Чебоксарского уездов Казанской губернии был назначен председатель педагогического совета Чебоксарской женской прогимназии Михаил Павлович Добронравов (7). В 1904/05 учебном году в непосредственном ведении инспектора народных училищ Царевококшайского и Чебоксарского уездов Казанской губернии находилось 50 училищ (8).
С ноября 1909 г. существовала самостоятельная должность инспектора народных училищ Чебоксарского уезда Казанской губернии (установлено по косвенным источникам – бланки документов, подписи) (9). 23 января 1910 г. инспектор народных училищ Чебоксарского уезда Казанской губернии М.П. Добронравов передал дела по инспекции училищ Царевококшайского уезда исполняющему должность инспектора народных училищ Царевококшайского уезда Казанской губернии В.Л. Борисову (10). В 1912/13 учебном году в непосредственном ведении инспектора народных училищ Чебоксарского уезда Казанской губернии находилось 17 училищ (11).
Некоторое представление об общественном положении инспекторов народных училищ, их практической деятельности, дает докладная записка инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа, составленная на совещании в г. Уфа 10–13 мая 1917 г., в которой отмечалось:
«1. Прежде всего, в большинстве случаев мы по своему происхождению и воспитанию являемся людьми близкими к деревне, народу и народной школе. Почти все мы, прежде чем сделаться инспекторами, были учителями в школах разных типов, некоторые же учительствовали даже в начальных народных школах. <...>
2. Вступая в инспекторскую должность, мы полагали, что будем прежде всего руководителями подлинно делом начального народного образования <...> Оказалось, что инспектор должен быть в первую очередь канцеляристом. <...> Достаточно перечислить те учреждения и тех должностных лиц, с которыми инспектор должен был состоять в постоянной переписке, чтобы дать представление о сложности канцелярской его работы. Это были: Департамент Народного Просвещения, Управление пенсионной кассы, Попечитель округа, Директор народных училищ, Архиерей, Губернатор, воинское Присутствие, Воинский Начальник, Казенная и Контрольная палаты, Казначейство, Врачебное отделение, Земская и Городская управы, Благочинные и Помощники Благочинных, волостные правления, учащие, а в областях еще – войсковые и переселенческие Управления. <...>
Канцелярская работа ложилась всей своей тяжестью на самого инспектора, так как отпускаемая на канцелярские расходы сумма позволяла ему приглашать себе в помощь не письмоводителя в собственном смысле, знающего дело и ответственного за него, а простого писца. <...> инспектор должен был выносить всю тяжесть работы единолично на себе, являясь и статистиком, и бухгалтером, и архитектором (в не земских губерниях).
Стоя на нижней ступени административной лестницы, в том месте, где она соприкасается с живым народным делом, мы должны были быть непосредственными проводниками видов и желаний Правительства <...>
Всей душей сочувствуя совершившемуся перевороту и происходящему ныне устроению русской жизни во всех областях на новых основаниях, мы оказались в положении лишних людей, выбрасываемых за борт только по тому, что в момент переворота были на должности инспектора народных училищ. <...>
К неуверенности в собственной личной судьбе присоединяется и опасение за судьбу народной школы: новые органы управления школой еще не созданы, между тем за инспекторами оставлено последним распоряжением Правительства только «ведение переписки по кредитной части и школьной статистике». <...>» (12).
Институт инспекторов народных училищ упразднен постановлением Народного комиссариата по просвещению от 20 января 1918 г. «Об упразднении должностей директоров, инспекторов народных училищ, губернских дирекций и инспекций». В соответствии с вышеуказанным постановлением все делопроизводство упразднявшихся должностей передавалось отделам народного образования при местных советах рабочих, солдатских и красноармейских депутатов (13).
Документы фонда № 215 «Инспектор народных училищ Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 323 единиц хранения за 1890, 1903–1917 гг., следующее поступление было в 1961 г.
На 26.03.2025 в фонде № 215 числится опись № 1 дел постоянного хранения за 1890, 1903–1917 гг. на 324 единицы хранения.
Текст документов в основном рукописный, присутствуют машинописные документы.
Опись № 1 включает: Циркуляры Министерства народного просвещения и директора народных училищ Казанской губернии; доклады о состоянии училищ; протоколы заседаний педагогических советов; дела об открытии, о преобразовании и содержании училищ, строительстве школьных зданий, об открытии ремесленных классов при училищах, сведения о количестве начальных народных училищ в г. Чебоксары и Чебоксарском уезде; документы об аттестации служебной деятельности учителей; жалобы учащихся на преподавателей; акты приема-сдачи училищ; документы о назначении, перемещении и увольнении учителей и выдаче им прибавок к жалованию; списки учителей и учащихся сельских училищ и др.

Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
26.03.2025

_______________________
(1) Циркуляры по Казанскому учебному округу : [журнал] / Казан. учебный округ ; ред. А. Н. Троицкий. - Казань: [б. и.], 1869-1870. №№ 1-24. С. 119.
(2) Инструкция Инспекторам народных училищ // ПСЗРИ: Собр. 2. Т. 46. Ч. 2. Закон № 50092. С. 436–443.
(3) Положение о начальных народных училищах // ПСЗРИ: Собр. 2. Т. 49. Ч. 1. Закон № 53574. С. 834–840.
(4) Ладнушкина Нина Михайловна. Становление и развитие отечественного института государственного инспектирования системы общего образования: XIX—XX вв.: диссертация ... доктора педагогических наук: 5.8.1. / Ладнушкина Нина Михайловна; [Место защиты: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»; Диссовет 33.1.002.01 (Д 008.013.02)]. – Москва, 2023. С. 161.
(5) Список чиновников и преподавателей Казанского учебного округа, расположенный по местам их служения. Казань: тип. Ун-та, 1888. – С. 207; Отчет Инспектора народных училищ четвертого участка Казанской губернии по осмотру начальных училищ Чебоксарского уезда в течение 1882/3 учебного года. Казань: тип. Губ. правл., 1884. – С. 3-4.; БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 334. Оп. 1. Д. 25. Л. 4, 7; Ф. 215. Оп. 1. Д. 1. Л. 39.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 334. Оп. 1. Д. 25. Л. 4, 7.
(7) Там же. Ф. 215. Оп. 1. Д. 3. Л. 68, 103; Д. 100. Л. 38; Д. 5. Л. 15; Д. 18. Л. 86.
(8) Там же. Д. 19. Л. 29.
(9) Там же. Д. 102. Л. 34 об.
(10) Там же. Л. 69, 69 об.
(11) Там же. Д. 4. Л. 31.
(12) Там же. Ф. 210. Оп. 3. Д. 23. Л. 29-30.
(13) Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. / Упр. делами Совнаркома СССР. — М.: Б. и., 1942. – С. 274.

Крайние даты документов : 1890-1917