242
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
242
Наименование
:
Спасо-Преображенская церковь с. Кожважи Козьмодемьянского уезда
Полное наименование
:
Церковь в честь Преображения Господня с. Кожважи Козьмодемьянского уезда Казанской губернии
Церковь в честь Преображения Господня с. Кожважи Козьмодемьянского уезда Казанской губернии
Шифр сайт
:
Ф.242 Спасо-Преображенская церковь с. Кожважи Козьмодемьянского уезда
Аннотация
:
Клировая ведомость Спасо-Преображенской церкви с. Кожважи за 1880 г.
Клировая ведомость Спасо-Преображенской церкви с. Кожважи за 1880 г.
Историческая справка
:
В 1750 г. в д. Большая Кожважская была построена деревянная церковь в честь Преображения Господня (далее – Спасо-Преображенская церковь, храм). С построением храма д. Большая Кожважская приобрела статус села с названием с. Кожважи.
В 1781 г. к храму был пристроен деревянный теплый придел – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1819 г., на средства прихожан, было построено новое каменное здание Спасо-Преображенской церкви с тремя престолами, главным – в честь Преображения Господня и в приделах – с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая, с левой – в честь Сретения Господня (1).
На 1859 г. штат храма состоял из двух священников (Петр Иванович Гортинский, Иоанн Андреевич Кречетников), диакона (Матвей Григорьевич Гортинский), двух дьячков (Егор Семенов, Александр Андреевич Смирнов), пономаря (Феодора Тимофеевича Карамышева) и просфорни. При Спасо-Преображенской церкви было восемь десятин сенокосной земли и три десятины усадебной земли, на которой располагались собственные дома причта, вместо пахотной земли священноцерковнослужители получали ругу от прихожан (по три пуда ржи и одной мере овса с венца в год). Содержание клира состояло из казенного жалования (двум священникам 320 рублей, диакону 70 рублей, двум дьячкам 72 рубля, пономарю 30 рублей, просфорне 16 рублей серебром в год), руги и платы с прихожан за совершение крестных ходов и служение молебнов. Прихожанами были жители с. Кожважи и д. Большие Тюмерли, Большое Карачкино, К[и]тря[ли]но, Корчаково, Малое Карачкино, Малые Кожважи, Малые Тюмерли, Средние Кожважи, Татаркасы, Торисово, Тяптяево, Юваново, Юльял-Кожважи, всего 782 двора крестьян и военных (3015 мужчин, 3283 женщины) (2).
В 1868 г. при храме было открыто церковно-приходское попечительство (3). Главная задача попечительств заключалась в сборе средств на содержание церквей и духовенства, на церковные школы и благотворительные учреждения. Приходские попечительства выбирались на три года на сходе прихожан. Обычно его состав в сельских приходах состоял из трех и более человек в зависимости от людности прихода. Как правило, представителем попечительства избирался священник, члены его избирались из прихожан. В больших приходах в попечительский совет старались включать представителей разных деревень. Деятельность попечительств на местах курировали епархиальные попечительства (4).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др. В церкви оглашались царские указы, манифесты и объявлялись другие важные государственные новости.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (5).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (6).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (7).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (8).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (9).
На 1909 г. клир Спасо-Преображенской церкви состоял из священника (Александр Андреевич Троицкий), диакона (Даниил Павлович Феодоров) и псаломщика (Петр Петрович Алатов). Прихожан в с. Кожважи и д. Верхние Шантыкважи, Корчаково (с ок. Хырлыкасы и Чиржикасы), Нижние Шантыкважи, Средние Кожважи (с ок. Альдиево, Луцкунуры, Макарово, Митрошкино, Михваткино, Якимово), Средние Шантыкважи, Ширгиялы, Юльял-Кожважи (с ок. Немцево) было 309 дворов (935 мужчин и 989 женщин) (10).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (11).
Приход Спасо-Преображенской церкви был закрыт в 1939 г. (12)
Документы фонда № 242 «Спасо-Преображенская церковь с. Кожважи Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1945 г. в количестве 1 единицы хранения за 1856 г. В 2024 г., по акту об обнаружении архивных документов, не относящихся к фонду № 340 «Успенская церковь с. Акрамово Козьмодемьянского уезда», в фонд № 242 была передана 1 единица хранения.
На 26.08.2024 в фонде № 242 числилась 1 опись, 2 единицы хранения за 1856, 1880 гг.
В 2024 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 29.08.2024 на документы фонда № 242 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 2 единицы хранения за 1880 г.
Опись № 1 включает клировую ведомость Спасо-Преображенской церкви с. Кожважи за 1880 г.
Текст документов рукописный.
В государственном архиве Республики Марий Эл находятся на хранении фонды № 36 «Спасо-Преображенская церковь с. Кожважи Козьмодемьянского уезда Казанской губернии» и № 305 «Коллекция метрических книг церквей Царевококшайского, Козьмодемьянского, Уржумского, Яранского уездов Казанской губернии». В фонде № 36 числится опись № 1 на 11 единиц хранения за 1782–1877 гг. – метрические книги, книги записи прихода денежных сумм, прихода-расхода венчиков и листов разрешительной молитвы, отношения, свидетельства, сообщения о лицах, вступающих в брак.
Фонд № 305 «Коллекция метрических книг церквей Царевококшайского, Козьмодемьянского, Уржумского, Яранского уездов Казанской губернии» включает метрические книги Спасо-Преображенской церкви с. Кожважи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
29.08.2024
_________________________
(1) Ивановский В.А. Спасо-Преображенская церковь села Кожважи / В.А. Ивановский. – Чебоксары, 2019. – С. 23–25.
(2) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 286. Л. 237 об.-243.
(3) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 162.
(4) Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л.А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : [изд-во Чуваш. ун-та], 2004 (Тип. ун-та). - С. 144-145.
(5) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(6) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(7) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(8) Там же. С. 43-44.
(9) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(10) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 162-163.
(11) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(12) Ивановский В.А. Спасо-Преображенская церковь села Кожважи / В.А. Ивановский. – Чебоксары, 2019. – С. 28.
В 1750 г. в д. Большая Кожважская была построена деревянная церковь в честь Преображения Господня (далее – Спасо-Преображенская церковь, храм). С построением храма д. Большая Кожважская приобрела статус села с названием с. Кожважи.
В 1781 г. к храму был пристроен деревянный теплый придел – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1819 г., на средства прихожан, было построено новое каменное здание Спасо-Преображенской церкви с тремя престолами, главным – в честь Преображения Господня и в приделах – с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая, с левой – в честь Сретения Господня (1).
На 1859 г. штат храма состоял из двух священников (Петр Иванович Гортинский, Иоанн Андреевич Кречетников), диакона (Матвей Григорьевич Гортинский), двух дьячков (Егор Семенов, Александр Андреевич Смирнов), пономаря (Феодора Тимофеевича Карамышева) и просфорни. При Спасо-Преображенской церкви было восемь десятин сенокосной земли и три десятины усадебной земли, на которой располагались собственные дома причта, вместо пахотной земли священноцерковнослужители получали ругу от прихожан (по три пуда ржи и одной мере овса с венца в год). Содержание клира состояло из казенного жалования (двум священникам 320 рублей, диакону 70 рублей, двум дьячкам 72 рубля, пономарю 30 рублей, просфорне 16 рублей серебром в год), руги и платы с прихожан за совершение крестных ходов и служение молебнов. Прихожанами были жители с. Кожважи и д. Большие Тюмерли, Большое Карачкино, К[и]тря[ли]но, Корчаково, Малое Карачкино, Малые Кожважи, Малые Тюмерли, Средние Кожважи, Татаркасы, Торисово, Тяптяево, Юваново, Юльял-Кожважи, всего 782 двора крестьян и военных (3015 мужчин, 3283 женщины) (2).
В 1868 г. при храме было открыто церковно-приходское попечительство (3). Главная задача попечительств заключалась в сборе средств на содержание церквей и духовенства, на церковные школы и благотворительные учреждения. Приходские попечительства выбирались на три года на сходе прихожан. Обычно его состав в сельских приходах состоял из трех и более человек в зависимости от людности прихода. Как правило, представителем попечительства избирался священник, члены его избирались из прихожан. В больших приходах в попечительский совет старались включать представителей разных деревень. Деятельность попечительств на местах курировали епархиальные попечительства (4).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др. В церкви оглашались царские указы, манифесты и объявлялись другие важные государственные новости.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (5).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (6).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (7).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (8).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (9).
На 1909 г. клир Спасо-Преображенской церкви состоял из священника (Александр Андреевич Троицкий), диакона (Даниил Павлович Феодоров) и псаломщика (Петр Петрович Алатов). Прихожан в с. Кожважи и д. Верхние Шантыкважи, Корчаково (с ок. Хырлыкасы и Чиржикасы), Нижние Шантыкважи, Средние Кожважи (с ок. Альдиево, Луцкунуры, Макарово, Митрошкино, Михваткино, Якимово), Средние Шантыкважи, Ширгиялы, Юльял-Кожважи (с ок. Немцево) было 309 дворов (935 мужчин и 989 женщин) (10).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (11).
Приход Спасо-Преображенской церкви был закрыт в 1939 г. (12)
Документы фонда № 242 «Спасо-Преображенская церковь с. Кожважи Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1945 г. в количестве 1 единицы хранения за 1856 г. В 2024 г., по акту об обнаружении архивных документов, не относящихся к фонду № 340 «Успенская церковь с. Акрамово Козьмодемьянского уезда», в фонд № 242 была передана 1 единица хранения.
На 26.08.2024 в фонде № 242 числилась 1 опись, 2 единицы хранения за 1856, 1880 гг.
В 2024 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 29.08.2024 на документы фонда № 242 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 2 единицы хранения за 1880 г.
Опись № 1 включает клировую ведомость Спасо-Преображенской церкви с. Кожважи за 1880 г.
Текст документов рукописный.
В государственном архиве Республики Марий Эл находятся на хранении фонды № 36 «Спасо-Преображенская церковь с. Кожважи Козьмодемьянского уезда Казанской губернии» и № 305 «Коллекция метрических книг церквей Царевококшайского, Козьмодемьянского, Уржумского, Яранского уездов Казанской губернии». В фонде № 36 числится опись № 1 на 11 единиц хранения за 1782–1877 гг. – метрические книги, книги записи прихода денежных сумм, прихода-расхода венчиков и листов разрешительной молитвы, отношения, свидетельства, сообщения о лицах, вступающих в брак.
Фонд № 305 «Коллекция метрических книг церквей Царевококшайского, Козьмодемьянского, Уржумского, Яранского уездов Казанской губернии» включает метрические книги Спасо-Преображенской церкви с. Кожважи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
29.08.2024
_________________________
(1) Ивановский В.А. Спасо-Преображенская церковь села Кожважи / В.А. Ивановский. – Чебоксары, 2019. – С. 23–25.
(2) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 286. Л. 237 об.-243.
(3) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 162.
(4) Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л.А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : [изд-во Чуваш. ун-та], 2004 (Тип. ун-та). - С. 144-145.
(5) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(6) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(7) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(8) Там же. С. 43-44.
(9) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(10) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 162-163.
(11) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(12) Ивановский В.А. Спасо-Преображенская церковь села Кожважи / В.А. Ивановский. – Чебоксары, 2019. – С. 28.
Крайние даты документов
:
1880