274
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
274
Наименование
:
Борисоглебская церковь с. Юнго-Ядрино Козьмодемьянского уезда
Полное наименование
:
Церковь во имя святых великомучеников князей Бориса и Глеба с. Юнго-Ядрино (Большие Чуваки) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии
Церковь во имя святых великомучеников князей Бориса и Глеба с. Юнго-Ядрино (Большие Чуваки) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии
Шифр сайт
:
Ф.274 Борисоглебская церковь с. Юнго-Ядрино Козьмодемьянского уезда
Аннотация
:
Указы Казанской духовной консистории, Козмодемьянского и Чебоксарского духовных правлений, приговоры сельских сходов жителей с. Юнго-Ядрино и д. Елкино, акт освящения придела Борисоглебской церкви.
Указы Казанской духовной консистории, Козмодемьянского и Чебоксарского духовных правлений, приговоры сельских сходов жителей с. Юнго-Ядрино и д. Елкино, акт освящения придела Борисоглебской церкви.
Историческая справка
:
Деревянное здание церкви во имя святых великомучеников князей Бориса и Глеба с. Юнго-Ядрино (Большие Чуваки) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (далее – Борисоглебская церковь, храм) было построено в 1873 г. на средства прихожан (1).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу. Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др. В церкви оглашались царские указы, манифесты и объявлялись другие важные государственные новости.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (2).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (3).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (4).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (5).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (6).
На 1909 г. храм имел три престола, главный – во имя святых великомучеников князей Бориса и Глеба и в приделах – во имя святого Николая Чудотворца и Архистратига Божия Михаила. Причт состоял из священника (Платон Алексеевич Запольский), диакона (Викторин Васильевич Васильев) и псаломщика (Иван Иванович Новиков). Священноцерковнослужители получали ругу от прихожан и штатное жалование – священник 300 рублей, диакон 150 рублей, псаломщик 100 рублей в год. Прихожанами были жители с. Юнго-Ядрино (Большие Чуваки) и д. Елкино, Кубасы, Сярмыськасы, Юнгапоси, Яблонная (571 двор, 1406 мужчин и 1482 женщины) (7).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (8).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 55 человек, церковный совет насчитывал 9 членов, при храме состояло 2 священноцерковнослужителя (9).
Приход Борисоглебской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 27 февраля 1930 г. (10)
Документы фонда № 274 «Борисоглебская церковь с. Юнго-Ядрино Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 15 единиц хранения за 1853–1916 гг. В последующем из фонда были выделены дела, не подлежащие хранению.
На 12.03.2025 в фонде № 274 числилась 1 опись, 4 единицы хранения за 1853-1854, 1880–1915 гг.
В 2025 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 18.03.2025 на документы фонда № 274 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 4 единицы хранения за май 1847 – апрель 1854, апрель 1880 – январь 1896 гг.
Опись № 1 включает Указы Казанской духовной консистории, Козмодемьянского и Чебоксарского духовных правлений, приговоры сельских сходов жителей с. Юнго-Ядрино и д. Елкино, акт освящения придела Борисоглебской церкви.
Крайние даты документов единицы хранения № 1 «Указы Козмодемьянского и Чебоксарского духовных правлений и регистрационные записи входящих указов Казанской духовной консистории и Козмодемьянского духовного правления за май 1847 – апрель 1854 гг.» не совпадают с хронологическими границами фонда. Возможно, указы были присланы причту Борисоглебской церкви для сведения.
Текст документов в основном рукописный.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие. В связи с тем, что опись содержит небольшой объем дел, оглавление не составлялось.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
18.03.2025
________________________
(1) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 172.
(2) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(3) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(4) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(5) Там же. С. 43-44.
(6) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(7) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 172-173.
(8) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(9) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 71.
(10) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 14. Л. 24.
Деревянное здание церкви во имя святых великомучеников князей Бориса и Глеба с. Юнго-Ядрино (Большие Чуваки) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (далее – Борисоглебская церковь, храм) было построено в 1873 г. на средства прихожан (1).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу. Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др. В церкви оглашались царские указы, манифесты и объявлялись другие важные государственные новости.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (2).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (3).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (4).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (5).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (6).
На 1909 г. храм имел три престола, главный – во имя святых великомучеников князей Бориса и Глеба и в приделах – во имя святого Николая Чудотворца и Архистратига Божия Михаила. Причт состоял из священника (Платон Алексеевич Запольский), диакона (Викторин Васильевич Васильев) и псаломщика (Иван Иванович Новиков). Священноцерковнослужители получали ругу от прихожан и штатное жалование – священник 300 рублей, диакон 150 рублей, псаломщик 100 рублей в год. Прихожанами были жители с. Юнго-Ядрино (Большие Чуваки) и д. Елкино, Кубасы, Сярмыськасы, Юнгапоси, Яблонная (571 двор, 1406 мужчин и 1482 женщины) (7).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (8).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 55 человек, церковный совет насчитывал 9 членов, при храме состояло 2 священноцерковнослужителя (9).
Приход Борисоглебской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 27 февраля 1930 г. (10)
Документы фонда № 274 «Борисоглебская церковь с. Юнго-Ядрино Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 15 единиц хранения за 1853–1916 гг. В последующем из фонда были выделены дела, не подлежащие хранению.
На 12.03.2025 в фонде № 274 числилась 1 опись, 4 единицы хранения за 1853-1854, 1880–1915 гг.
В 2025 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 18.03.2025 на документы фонда № 274 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 4 единицы хранения за май 1847 – апрель 1854, апрель 1880 – январь 1896 гг.
Опись № 1 включает Указы Казанской духовной консистории, Козмодемьянского и Чебоксарского духовных правлений, приговоры сельских сходов жителей с. Юнго-Ядрино и д. Елкино, акт освящения придела Борисоглебской церкви.
Крайние даты документов единицы хранения № 1 «Указы Козмодемьянского и Чебоксарского духовных правлений и регистрационные записи входящих указов Казанской духовной консистории и Козмодемьянского духовного правления за май 1847 – апрель 1854 гг.» не совпадают с хронологическими границами фонда. Возможно, указы были присланы причту Борисоглебской церкви для сведения.
Текст документов в основном рукописный.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие. В связи с тем, что опись содержит небольшой объем дел, оглавление не составлялось.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
18.03.2025
________________________
(1) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 172.
(2) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(3) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(4) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(5) Там же. С. 43-44.
(6) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(7) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 172-173.
(8) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(9) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 71.
(10) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 14. Л. 24.
Крайние даты документов
:
1847-1896