279

279

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 279
Наименование : Архангельская церковь с. Оринино Козьмодемьянского уезда
Полное наименование :
Церковь во имя Архистратига Михаила с. Оринино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии
Шифр сайт : Ф.279 Архангельская церковь с. Оринино Козьмодемьянского уезда
Аннотация :
Богослужебный журнал, клировые ведомости, брачные документы, ревизские сказки, документы, присланные в Архангельскую церковь, приходные книги и др.
Историческая справка :
В 1745 г. в с. Оринино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии было построено деревянное здание церкви во имя Архистратига Михаила (далее – Архангельская церковь, храм) (1).
В 1795 г. в штате Архангельской церкви числилось два священника (Михаил и Петр Ивановы), диакон (Андрей Васильев), дьячок (Яков Филипов), три пономаря (Александр Петров, Аникита Иванов, Алексей Гаврилов) (2). На 1796 г. храм имел один престол – во имя Архистратига Михаила, колокольня была деревянная с тремя колоколами (3).
Каменное здание Архангельской церкви с каменной колокольней было построено в 1798 г. на средства прихожан. Престолов было два, главный – во имя Архистратига Михаила и в приделе – в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов (4). В 1798 г. была построена каменная «столпообразная» часовня (5).
На 1832 г. при храме служили три священника (Василий Петрович Акрамовский, Иван Иванов и Алексей Павлович Павлинский), два диакона (Кодрат Алексеевич Смирнов и Спиридон Андреевич Бенедиктов), три дьячка (Андрей Иванович Перков, Семен Петрович Архангельский, Иван Никитич Орининский) и три пономаря (действительно служащим был пономарь Михаил Яковлевич Потоцкий, два других пономарских места были предоставлены Петру Тимофееву и Андрею Портоцкому, еще не вступившим в должность). Причт имел собственные деревянные дома.
Земли при Архангельской церкви не было. Вместо пользования землей, по контракту, заключенному с прихожанами, священноцерковнослужители получали ругу (по три пуда ржи и две пудовки овса с венца и по 25 копеек с ревизской души в год). Казенного жалования на содержание клира не полагалось. В приход храма входили с. Оринино, д. Ачкерень Сесмер, Большие Ачкерени, Большое Оринино, Лесные Хачики, Малое Оринино, Малые Ачкерени, Нижние Хачики, Помаксар, Сергеевка, Средние Ачкерени, Средние Хачики, всего 198 дворов (752 мужчины и 777 женщин) (6).
В 1834 г. при храме была построена деревянная сторожка.
1 мая 1845 г. штатным священноцерковнослужителям было определено казенное жалование – 508 рублей в год.
На 1849 г. прихожанами Архангельской церкви были крестьяне с. Оринино, д. Ачкерень Сесмер, Большие Ачкерени, Большое Оринино, Малое Оринино, Малые Ачкерени, Сергеевка, Средние Ачкерени, Татаркасы, Хачики, всего 753 двора (2386 мужчин и 2385 женщин) (7).
В 1852 г. было построено новое деревянное здание церковной сторожки (8).
В 1861 г. в приходе храма открыта церковно-приходская школа (9).
12 ноября 1867 г. при храме было открыто церковно-приходское попечительство (10). Главная задача попечительств заключалась в сборе средств на содержание церквей и духовенства, на церковные школы и благотворительные учреждения. Приходские попечительства выбирались на три года на сходе прихожан. Обычно его состав в сельских приходах состоял из трех и более человек в зависимости от людности прихода. Как правило, представителем попечительства избирался священник, члены его избирались из прихожан. В больших приходах в попечительский совет старались включать представителей разных деревень. Деятельность попечительств на местах курировали епархиальные попечительства (11).
28 ноября 1869 г. священник Архангельской церкви Порфирий Петрович Любимов был назначен благочинным чувашских сел Козьмодемьянского уезда и состоял в должности благочинного до 10 ноября 1892 г.
В 1875 г. церковно-приходская школа, бывшая в приходе Архангельской церкви, была переведена в с. Ильинская Пустынь (12).
Священник П.П. Любимов с 1877 по 1893 гг. избирался гласным Козьмодемьянской земской управы и состоял членом Козьмодемьянского училищного совета в 1877–1891 гг. (13)
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др. В церкви оглашались царские указы, манифесты и объявлялись другие важные государственные новости.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (14).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (15).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (16).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (17).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (18).
В 1884 г. колокольня и основное здание Архангельской церкви были сломаны, для совершения богослужений был оставлен придел. 6 августа 1884 г. была начата постройка нового основного здания храма.
В 1885 г. в приходе Архангельской церкви была открыта церковно-приходская школа.
На 1886 г. в приход храма входило с. Оринино и д. Адабай, Басурманы, Вурманкасы, Ганькино, Ехветкино, Карлуй, Лапкасы, Молгачи, Падакасы, Пикикасы, Рыкавкино, Семенькино, Сендимиркино, Сесмеры, Синьялы, Чамыши, Чиржикасы, Чурикасы, Шашкары, всего 665 дворов крестьян и «военных» (1755 мужчин и 1775 женщин) (19).
29 января 1890 г. в приходской д. Пикикасы была открыта школа грамоты (20).
В 1893 г. было окончено строительство нового основного здания Архангельской церкви (21).
На 1915 г. в Архангельской церкви было три престола, главный – в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, в левом приделе – во имя Архистратига Михаила, в правом приделе – во имя святого Порфирия Газскаго. Храм был каменный с каменной колокольней.
Штат состоял из двух священников и двух псаломщиков. Клир получал казенное жалование – священник 300 рублей, псаломщик 100 рублей в год. Дополнительное содержание штата состояло из кружечных доходов и руги от прихожан.
В приходе Архангельской церкви было две часовни «на местах упраздненных прежних храмов» (22).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (23).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 58 человек, церковный совет насчитывал 6 членов, при храме состояло [4] священноцерковнослужителя (24).
Приход Архангельской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 25 июня 1935 г. (25)
Документы фонда № 279 «Архангельская церковь с. Оринино Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 35 единиц хранения за 1839–1918 гг., следующее поступление было в 1945 г. В последующем в результате проверок наличия и состояния документов в опись вносились неучтенные дела, выделялись из фонда дела, не подлежащие хранению.
На 13.11.2024 в фонде № 279 числилась 1 опись, 30 единиц хранения за 1800–1809, 1811, 1816, 1818–1863, 1867–1915, 1918 гг.
В 2024 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 11.12.2024 на документы фонда № 279 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 20 единиц хранения за 1811–1918 гг.
Опись № 1 включает богослужебный журнал, клировые ведомости, брачные документы, ревизские сказки, документы, присланные в Архангельскую церковь, приходные книги и др.
Текст документов в основном рукописный.
В государственном архиве Республики Марий Эл находятся на хранении фонды № 193 «Архангельская церковь с. Оринино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии» и № 305 «Коллекция метрических книг церквей Царевококшайского, Козьмодемьянского, Уржумского, Яранского уездов Казанской губернии». В фонде № 193 числится опись № 1 на 6 единиц хранения (клировая ведомость, книги записи родившихся, книга прихода денежных сумм) за 1829–1897 гг.
Фонд № 305 «Коллекция метрических книг церквей Царевококшайского, Козьмодемьянского, Уржумского, Яранского уездов Казанской губернии» включает метрические книги Архангельской церкви с. Оринино о родившихся, бракосочетавшихся и умерших.

К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие. В связи с тем, что опись содержит небольшой объем дел, оглавление не составлялось.
К фонду составлена переводная таблица шифров.


Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
11.12.2024

______________________
(1) Ивановский В.А. Чувашский край в Козьмодемьянском уезде / В. А. Ивановский. – Чебоксары, 2020. – С. 58.
(2) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 279. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-1 об.
(3) Там же. Д. 12. Л. 5, 7.
(4) Там же. Д. 4. Л. 1.
(5) Там же. Д. 5. Л. 12.
(6) Там же. Д. 4. Л. 1–4 об.
(7) Там же. Д. 5. Л. 2, 9–12, 48 об.
(8) Там же. Л. 38.
(9) Ивановский В.А. Чувашский край в Козьмодемьянском уезде / В. А. Ивановский. – Чебоксары, 2020. – С. 42.
(10) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 279. Оп. 1. Д. 12. Л. 14 об.
(11) Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л.А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : [изд-во Чуваш. ун-та], 2004 (Тип. ун-та). - С. 144-145.
(12) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 279. Оп. 1. Д. 12. Л. 23 об., 60 об., 103 об., 166 об.
(13) Там же. Л. 104 об., 174 об.
(14) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(15) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(16) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(17) Там же. С. 43-44.
(18) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(19) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 279. Оп. 1. Д. 12. Л. 102, 117, 123 об.-124.
(20) Там же. С. 135.
(21) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 164.
(22) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 279. Оп. 1. Д. 18. Л. 1-2.
(23) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(24) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 71.
(25) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 22.


Крайние даты документов : 1811-1918