453

453

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 453
Наименование : Покровская церковь с. Пихтулино (Ишлеи) Козьмодемьянского уезда
Полное наименование :
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Пихтулино (Ишлеи) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии
Шифр сайт : Ф.453 Покровская церковь с. Пихтулино (Ишлеи) Козьмодемьянского уезда
Аннотация :
Клировая ведомость Покровской церкви с. Пихтулино за 1880 г.
Историческая справка :
Здание церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Пихтулино (Ишлеи) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (далее – Покровская церковь, храм) было построено не позднее 1763 г. (1)
В 1815 г., на средства прихожан, было построено новое каменное здание храма с каменной колокольней. Престолов было два, главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Штат состоял из священника (Семен Петрович Троицкий), диакона (Иоасаф Алексеевич Покровский), дьячка (Ефим Семенович Никольский), пономаря (Иван Григорьевич Введенский) и просфорни, сверх штата при храме служил дьячок Михаил Федорович Архангельский. Земли при Покровской церкви не было. Содержание штатных священноцерковнослужителей складывалось из казенного жалования (священнику 140 рублей, диакону 70 рублей, дьячку 36 рублей, пономарю 30 рублей, просфорне 16 рублей серебром в год), руги (три пуда ржи и две меры овса с венца и 10 копеек с ревизской души в год) и платы с прихожан. Причт имел собственные деревянные дома. Прихожанами были жители с. Пихтулино и д. Бахтигильдино, Второе Пихтулино, Первое Пихтулино, Ямбахтино, всего 516 дворов (1474 мужчины и 1519 женщин) (2). В 1879 г. при храме было открыто церковно-приходское попечительство (3). Главная задача попечительств заключалась в сборе средств на содержание церквей и духовенства, на церковные школы и благотворительные учреждения. Приходские попечительства выбирались на три года на сходе прихожан. Обычно его состав в сельских приходах состоял из трех и более человек в зависимости от людности прихода. Как правило, представителем попечительства избирался священник, члены его избирались из прихожан. В больших приходах в попечительский совет старались включать представителей разных деревень. Деятельность попечительств на местах курировали епархиальные попечительства (4).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др. В церкви оглашались царские указы, манифесты и объявлялись другие важные государственные новости.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (5).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (6).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (7).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (8).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (9).
На 1909 г. клир Покровской церкви состоял из двух священников (Леонид Николаевич Любимов и Александр Александрович Смирнов), диакона (свободная вакансия) и двух псаломщиков (Василий Михайлович Листов и Николай Николаевич Пактовский). Прихожан в с. Пихтулино и д. Бахтигильдино, Большая Мамка, Малая Мамка, Первое Пихтулино, Ямбахтино было 566 дворов (2034 мужчины и 1971 женщина). В приходе храма действовала церковно-приходская школа (10).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (11).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 120 человек, церковный совет насчитывал 23 члена, при храме состояло 2 священноцерковнослужителя (12).
Приход Покровской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 12 марта 1930 г. (13)
Документы фонда № 453 «Покровская церковь с. Пихтулино (Ишлеи) Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1945 г. в количестве 2 единиц хранения за 1863-1864 гг. В 2024 г., по акту об обнаружении архивных документов, не относящихся к фонду № 340 «Успенская церковь с. Акрамово Козьмодемьянского уезда», в фонд № 453 была передана 1 единица хранения.
На 02.09.2024 в фонде № 453 числилась 1 опись, 3 единицы хранения за 1863-1864, 1880 гг.
В 2024 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 06.09.2024 на документы фонда № 453 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 2 единицы хранения за 1880 г.
Опись № 1 включает клировую ведомость Покровской церкви с. Пихтулино за 1880 г.
Текст документов рукописный.
В государственном архиве Республики Марий Эл находится на хранении фонд № 305 «Коллекция метрических книг церквей Царевококшайского, Козьмодемьянского, Уржумского, Яранского уездов Казанской губернии» включающий метрические книги Покровской церкви с. Пихтулино о родившихся, бракосочетавшихся и умерших.

К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.

Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
06.09.2024

________________________
(1) В.И. Алиней, Н.С. Яковлева. Ишлеи / Чувашская энциклопедия: в 4 т.: Т. 2. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. – С. 166.
(2) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 286. Л. 294 об.-299 об.
(3) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 166.
(4) Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л.А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : [изд-во Чуваш. ун-та], 2004 (Тип. ун-та). - С. 144-145.
(5) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(6) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(7) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(8) Там же. С. 43-44.
(9) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(10) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 166-167.
(11) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(12) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 69.
(13) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 6.

Крайние даты документов : 1880