538

538

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 538
Наименование : Христорождественская церковь с. Пошнары Козьмодемьянского уезда
Полное наименование :
Церковь в честь Рождества Христова с. Пошнары Козьмодемьянского уезда Казанской губернии
Шифр сайт : Ф.538 Христорождественская церковь с. Пошнары Козьмодемьянского уезда
Аннотация :
Клировые ведомости и документы о строительстве и ремонте здания Христорождественской церкви с. Пошнары
Историческая справка :
Деревянное здание церкви в честь Рождества Христова с. Пошнары Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (далее – Христорождественская церковь, храм) с деревянной колокольней было построено в 1900 г. на средства прихожан и частных благотворителей (1).
В 1901 г. было открыто церковно-приходское попечительство (2). Главная задача попечительств заключалась в сборе средств на содержание церквей и духовенства, на церковные школы и благотворительные учреждения. Приходские попечительства выбирались на три года на сходе прихожан. Обычно его состав в сельских приходах состоял из трех и более человек в зависимости от людности прихода. Как правило, представителем попечительства избирался священник, члены его избирались из прихожан. В больших приходах в попечительский совет старались включать представителей разных деревень. Деятельность попечительств на местах курировали епархиальные попечительства (3). По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др. В церкви оглашались царские указы, манифесты и объявлялись другие важные государственные новости.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (4).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (5).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (6).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (7).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (8).
На 1911 г. престол в храме был один – в честь Рождества Христова, иконостас трехъярусный. Штат состоял из священника (Герасим Яковлевич Яковлев), псаломщика (Спиридон Давыдович Давыдов) и просфорни. Содержание клира складывалось из казенного жалования (священнику 300 и псаломщику 100 рублей в год, просфорня жалования не получала), кружечных доходов и руги от прихожан за пользование причтовой пахотной землей (2 меры ржи с податной души). Земли при Христорождественской церкви было 59 десятин, 744 квадратные сажени. Деревянные дома священноцерковнослужителей размещались на церковно-усадебной земле и являлись собственностью храма. Прихожанами были жители с. Пошнары, д. Пошнары и Изамбаево, всего в приходе был 231 двор (556 мужчин и 584 женщины) (9).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (10).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 140 человек, церковный совет насчитывал 5 членов, при храме состояло 2 священноцерковнослужителя (11).
Приход Христорождественской церкви был закрыт в 1930 г. (12)
Документы фонда № 538 «Христорождественская церковь с. Пошнары Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1961 г. в количестве 2 единиц хранения за 1894, 1911 гг.
На 03.12.2024 в фонде № 538 числилась 1 опись, 2 единицы хранения за 1894, 1911 гг.
В 2024 г. было проведено усовершенствование описи № 1 дел постоянного хранения, так как опись была рукописная, заголовки не соответствовали основным требованиям описания документов, отсутствовали необходимые элементы справочного аппарата к описи.
В ходе усовершенствования было проведено уточнение заголовков и их редактирование, были уточнены крайние даты, составлен необходимый справочный аппарат к описи.
По состоянию на 23.12.2024 на документы фонда № 538 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 2 единицы хранения за июнь 1894–1915 гг.
Опись № 1 включает клировые ведомости и документы о строительстве и ремонте здания Христорождественской церкви с. Пошнары.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии.
Текст документов в основном рукописный.

К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие. В связи с тем, что опись содержит небольшой объем дел, оглавление не составлялось.


Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
23.12.2024

_______________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 538. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
(2) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 146.
(3) Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л.А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : [изд-во Чуваш. ун-та], 2004 (Тип. ун-та). - С. 144-145.
(4) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(5) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(6) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(7) Там же. С. 43-44.
(8) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(9) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 538. Оп. 1. Д. 2. Л. 1–7.
(10) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(11) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 90 об.
(12) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 33.


Крайние даты документов : 1894-1915