Ликвидация неграмотности в Чувашии (по материалам журнала «Ĕç хĕрарăмĕ»)
Название
:
Ликвидация неграмотности в Чувашии (по материалам журнала «Ĕç хĕрарăмĕ»)
Полный текст
:
В 1920-е гг. произошли качественные изменения во всех сферах жиз-недеятельности населения страны. В области образования и социального развития декретом СНК РСФСР от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации без-грамотности среди населения РСФСР» было введено обучение грамоте всех граждан с 8 до 50 лет1. Для реализации декрета 19 июля 1920 г. была со-здана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотно-сти. Началась массовая организация пунктов по обучению населения, ве-черних общеобразовательных курсов; ведение занятий по ликвидации не-грамотности в кружках по рукоделию и т.п. мероприятий. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 14 августа 1923 г. «О ликвидации неграмотности» (из-данным в дополнение декрета 1919 г.) первостепенной задачей органов народного просвещения стала организация обучения лиц в возрасте от 18 до 35 лет к 10-й годовщине Октябрьской революции2.
Однако ликвидировать неграмотность в СССР к 10-летию революции не удалось. Результаты переписи населения 1926 г. показали, что доля не-грамотных в советской деревне оставалась высокой. Особенно неблагопри-ятным было положение среди нерусского населения. По данным переписи 1926 г. доля грамотных среди марийцев составляла 26,6%, среди мордвы – 22,7%, среди татар – 33,1%, среди чуваш – 32,1%3, причем большинство необразованных составляли женщины. К концу 1920-х гг. на некоторых предприятиях Чувашии доля неграмотных женщин еще составляла до 40%, в деревнях на долю неграмотных крестьянок приходилось около 70%4.
Все это заставляло правительство проводить меры, способствующие развитию в стране образования. Определенную роль в распространении грамотности сыграли различные периодические издания, в том числе рас-считанные на женскую целевую аудиторию. Среди таких изданий СССР можно назвать журналы, выпускаемые женотделом ЦК ВКП(б), «Комму-нистка», «Работница» и «Крестьянка». Они знакомили читателей с опытом работы лучших преподавателей школ, выявляли недостатки в деле ликви-дации неграмотности. На территории Чувашии аналогом этих журналов было издание Чувашского обкома ВКП(б) «Ĕç хĕрарăмĕ» («Работница»).
Выходил журнал на чувашском языке ежемесячно с 1928 г. по 1941 г. и имел общеинформационный характер. Большое внимание в издании уде-лялось политическому, социалистическому воспитанию женщин, привлече-нию жительниц автономии к общественной жизни. Распространялись идеи о социальной справедливости, раскрепощении женщин, равенстве их с муж-чинами. Печатались отрывки литературных произведений, статьи на темы воспитания детей, велись тематические рубрики о гигиене, оказании первой медицинской помощи, по сельскому хозяйству и т.д. Кроме того, журнал содействовал распространению грамотности и приобщению населения к культурной жизни. В издании освещались основные показатели по ликви-дации безграмотности, печатались заметки об учащихся в ликпунктах, ве-лись специальные рубрики для малограмотных. В настоящей статье пред-принята попытка проанализировать количественную и содержательную сторону публикаций журнала «Ĕç хĕрарăмĕ» о процессе ликвидации негра-мотности в Чувашии.
Важной задачей при решении проблемы неграмотности населения яв-лялось обучение детей и подростков. На страницах издания приводится ин-формация о том, сколько и какие школы функционировали в то время в республике, сколько детей в них обучалось. Так, в 1929 г. на территории Чувашии насчитывалось 905 школ I ступени, 11 школ крестьянской моло-дежи, 17 восьмилетних школ, 13 школ II ступени, 12 техникумов и т.д. Все-го в учебных заведениях получали знания более 70 тыс. детей. Доля обуча-ющихся в школах девочек была заметно ниже. Несмотря на то, что им в первую очередь выплачивались пособия и стипендии, снижались требова-ния при переходе в следующий класс, количество девочек не превышало 37% (причем в некоторых школах их доля составляла около 16%). В пуб-ликациях отмечалось, что часто многие родители не понимали необходи-мость учебы дочерей и не желали отпускать их на учебу: оставляли дома для того, чтобы они присматривали за младшими детьми, учились прясть пряжу и т.д. По мнению автора публикации, для решения данной проблемы в школах должны были вестись занятия по рукоделию, швейному делу, ку-линарии, по аналогии с введенными занятиями в мастерских по слесарному и столярному делу для мальчиков. Для облегчения обучения необходимо было построить общежития для девушек. С 1930 г. все дети 8–11 лет обяза-тельно должны были обучаться грамоте5. В 1930 г. функционировали 994, а в 1931 г. уже 1024 школы I ступени. К 1931 г. 97% детей школьного воз-раста посещали учебные заведения6, а с 1932 г. в школы начали принимать детей уже с 7 лет. В статьях 1931–1932 гг. уже не отмечается большой раз-ницы между соотношением мальчиков и девочек.
Основным учебным заведением для взрослого населения в 1920–1930 гг. являлись пункты ликвидации неграмотности. В 1929 г. на территории Чувашии их насчитывалось всего 53. Между тем, важную роль в деле лик-видации неграмотности и малограмотности сыграли именно ликпункты. Они были первой ступенью в процессе повышении уровня образования населения: выпускники ликпунктов должны были научиться читать, писать, считать, а также приобщаться к участию в общественно-политической жиз-ни страны7.
Сложность обучения взрослых людей состояла в том, что многие, до этого времени обходившиеся без умения читать и писать, не имели большо-го желания ходить на учебу. По данным журнала, до 1929 г. было обучено всего 84 486 человек8. К середине 1929 г. в Чувашской АССР количество неграмотных составляло 132 тыс. человек (65% от всего населения респуб-лики). В 1930–1931 гг. в общей сложности планировалось обучить более 200 тысяч человек. В 1932 г., подводя итоги работы по ликвидации негра-мотности указывалось, что в 1928/1929 г. было обучено 13 633 человек, в 1929/1930 г. – 60 944 (в другой статье издания 1930 г. была указана цифра 80 400). К январю 1932 г. – 50 585 неграмотных (94,4% от запланирован-ного на год) и 68 202 малограмотных (87% от запланированного на год). Но следует упомянуть, что сравнивать данные, приведенные в журнале, до-статочно сложно. Часто в заметках не указано людей какого возраста вклю-чали в списки, также не всегда подсчитывалась доля неграмотных от всего взрослого населения. Различались и плановые показатели: по данным жур-нала в конце 1931 г. в следующем году необходимо было обучить 48 653 неграмотных женщин9, а уже по плану, опубликованному в январе 1932 г., данный показатель составлял 38 384 человек10.
Нельзя не отметить, что доля женщин из числа всех неграмотных по статистическим данным, приведенным в журнале до 1932 г., была больше 75%. Для того, чтобы привлечь женщин к учебе, во многих заметках гово-рилось о поощрении обучающихся. Приведем цитату из журнала: «В де-ревне Юпсар Козловского района к 4 марта (1931 г.) в ликпункте выучи-лись 18 женщин. До недавнего времени неграмотные люди теперь легко мо-гут читать и писать. За хорошую учебу и активную посещаемость девуш-кам-сиротам Степановой Алевтине, Михайловой Ульяне и Орловой Екате-рине выдали премии»11. По данным журнала за 1932 г. всего за 12 лет (с 1920 по 1932 гг.) стали грамотными более 200 тыс. женщин12.
После 1932 г. заметки о ликвидации неграмотности в журнале уже не встречаются. Начинают публиковаться статьи об отличниках учебы, о лю-дях, которые получают высшее образование за пределами Чувашии и т.д. Отсюда можно сделать вывод о том, что реальные данные о неграмотных могли уменьшаться редакцией журнала, так как по плану к 1932 г. негра-мотность на территории Чувашии должна была быть полностью ликвиди-рована (хотя бы по официальным данным). Также в деле ликбеза прежде всего обращалось внимание на количественный охват обучением неграмот-ных и малограмотных. Проблема качества образования отходила на второй план.
Если рассматривать журнал как один из способов ликвидации негра-мотности, то следует упомянуть, что с 1929 г. по 1931 г. в нем велась руб-рика «Хут сахал пĕлекен кĕтесси» («Уголок малограмотных»). В ней при-водились простые тексты для чтения более крупным шрифтом для удобства обучающихся (в основном, агитационные). В 1929 г. также давались упражнения для обучения чистописанию13.
Для того, чтобы повысить интерес к учебе среди женской половины населения органы власти Чувашии вовлекали в процесс обучения грамоте делегаток. В журнале печатались соответствующие обращения: «Делегаткă! Пурне те хут вĕрентме, хут пĕлменлĕхне пĕтерме пулăшасси – вăл сан ĕç. Делегаткă! Шкул ачисем валли вĕри апат пĕçерттересшĕн тăрăшасси сан ĕç». («Делегатка! Обучение населения грамоте, помощь в борьбе с негра-мотностью – твоя обязанность. Делегатка! Организовать питание детей го-рячими обедами – твоя обязанность»), велась большая разъяснительная и агитационная работа. Печатались призывы посещать ликпункты: «Ликпункт урлă хĕрарăмсем малалла утаççĕ» («Через ликпункты женщины движутся вперед»), «Ликпункт хĕрĕн юрри» («Песня девушки, обучающейся в ликпункте»)14. На примерах конкретных людей показывалась важность по-лучения образования. Есть заметки о том, что ликвидация неграмотности помогла многим при устройстве на работу – женщины становились агро-номами, врачами, учителями, многих избирали делегатками. Эти меры спо-собствовали улучшению положения в деле обучения женщин, однако на протяжении всего изучаемого периода процент неграмотных женщин намного превышал уровень неграмотности среди мужчин.
В журнале приводился иллюстративный материал, посвященный дан-ной теме: фотографии людей в ликпунктах, школьников, сидящих за парта-ми и т.д. Публиковались рисунки М.С. Спиридонова – одного из основопо-ложников чувашского профессионального изобразительного искусства, направленные на повышение интереса к учебе. Интересен рисунок «Пла-катлă пукварпе вĕренеççĕ»15. Он показывает, что в Чувашии применялся так называемый метод «Плакатного букваря». Суть его состояла в том, что в небольших населенных пунктах, чаще всего в деревнях, вывешивали плака-ты, на которых была написана одна буква алфавита и слово, начинающееся с этой буквы, и проходящие мимо неграмотные, заинтересовавшись плака-том, начинали изучать эту букву, а на следующий день к старой букве до-бавлялась еще одна и так каждый день, пока не получится определенное слово, значение которого разъяснялось в пунктах ликвидации неграмотно-сти16.
Из всего этого можно заключить, что к концу 1932 г. на территории Чувашии по официальным данным было введено всеобщее начальное обра-зование и ликвидирована неграмотность населения. Конечно, нельзя утвер-ждать, что журнал является основным и главным источником по изучению хода ликвидации неграмотности в Чувашии. Он являлся изданием Чуваш-ского обкома ВКП(б), поэтому все данные, публикуемые в нем, находились под партийным контролем. Все это влияло на полноту и объективность ин-формации. Но в целом журнал «Ĕç хĕрарăмĕ» дает нам представление о том, какие проблемы возникали при организации обучения населения, ка-кие меры предпринимало государство, для ликвидации неграмотности. Необходимо также отметить и деятельность редакции журнала, прилагав-шей усилия для изменения отношения общества к образованию, особенно среди женской половины населения. Об этом свидетельствуют и профиль-ные рубрики, агитационные тексты, иллюстрации. Все это в какой-то мере влияло на повышение заинтересованности в учебе среди читателей журна-ла.
Примечания
1 Декрет СНК РСФСР от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди насе-ления РСФСР» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правитель-ства РСФСР, издаваемое Народным комиссариатом юстиции РСФСР (СУ РСФСР). 1919. № 67. Ст. 592.
2 Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 14 августа 1923 г. «О ликвидации неграмотности» // СУ РСФСР. 1923. № 72. Ст. 706.
3 Козлов Ф. Н. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви (по материалам Марийского края, Мордовии и Чувашии). Чебоксары, 2015. С. 184.
4 Харитонов М. Ю., Харитонова С. Б. Опыт реализации государственной образова-тельной политики в Чувашии в 1920-е годы (гендерный аспект) // Вестник ЧГУ. 2012. № 4. С. 64.
5 Иварпейĕв. Шкулсенче хĕрачасен шутне ӳстермелле // Ĕç хĕрарăмĕ. 1929. № 11. С. 11.
6 Майăн пĕрремĕшĕнче пĕр рапоччи, пĕр колхоçнĕк, пĕр чухăнпа вăтам хут пĕлменни йулмалла мар // Ĕç хĕрарăмĕ. 1931. № 3–4. С. 9.
7 Там же.
8 Кольцова. Хутла вĕрентес ĕçри кĕрешӳ // Ĕç хĕрарăмĕ. 1932. № 4–5. С. 6.
9 Татьук Культурăллăх фронтĕнче // Ĕç хĕрарăмĕ. 1931. № 12. С. 9.
10 Çтеппанăв Н. Хут пĕлменлĕхе пĕтерес ĕ ç ыйтăвĕсем // Ĕç хĕрарăмĕ. 1932. № 1. С. 8.
11 Ликпункт урлă хĕрарăмсем малалла утаççĕ // Ĕç хĕрарăмĕ. 1931. № 3–4. С. 10.
12 Кольцова. Хутла вĕрентес ĕçри кĕрешӳ. С. 6.
13 Хут сахал пĕлекен кĕтесси // Ĕç хĕрарăмĕ. 1929. № 10. С. 14.
14 Ĕç хĕрарăмĕ. 1931. № 3–4. С. 10.
15 Фишева А. А. Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории Кузбасса в годы форсированной индустриализации // Вестник Кем-ГУ. 2012. № 1. С. 32–37.