17
АВГ
2022
ГИА ЧР

Два поколения гениальных композиторов

2022 год в Чувашской Республике Указом Главы Чувашской Республики от  13 сентября 2021 г. № 140 объявлен Годом выдающихся земляков. Чувашия имеет древнюю историю, самобытную культуру. Она славится именитыми и талантливыми уроженцами, внесшими в разные времена существенный вклад в ее государственное, экономическое, социальное и культурное развитие, среди которых стоит отметить и выдающихся композиторов Чувашии Василия Петровича и Геннадия Васильевича Воробьевых.

Василий Петрович Воробьев родился 11 марта 1887 г. в д. Алдиарово Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковского района Чувашской Республики)  в крестьянской семье. Из воспоминаний Василия Воробьева: «…С раннего детства был очень впечатлительным, имел  глубокое пристрастие  и любовь  к музыкальному  искусству и народной песне. Обладая прекрасным голосом, я быстро улавливал и пел волнующие меня песни моей родной деревни…» [3. Л. 10]. После окончания сельской школы, поступил во вновь открывшуюся Шихазанскую второклассную учительскую школу. «…В школе преподавалось пение, теория музыки, существовал хор, в котором я участвовал. Все преподаватели школы признавали во мне огромные способности по пению и восхищались моим отличным голосом – дискантом…», писал Василий в автобиографии [3. Л. 12 об.] По завершению обучения в 1902 г. был назначен учителем грамоты начальной школы с. Байгильдино Цивильского уезда Казанской губернии. Здесь существовал школьный хор, где Василий Петрович проводил ежедневные репетиции и по праву хор считался одним из лучших хоровых коллективов в уезде. В это же время он начал записывать народные песни и пробовать себя в композиторской работе. В 19091912 гг. служил регентом церковного хора в с. Акулево Чебоксарского уезда Казанской губернии.

В октябре 1912 г. Василий Петрович переехал в г. Чебоксары и продолжил работу дирижером церковного хора и преподавателем пения в начальных и средних школах города.

С 1913 по 1917 гг. обучался на Санкт-Петербургских регентско-учительских курсах. В 1920–1930-е гг. вел активную преподавательскую деятельность  в музыкальной школе г. Чебоксары, Чувашском педагогическом училище, Чебоксарском театральном техникуме по классам хорового пения, сольфеджио, обучал музыкальной грамоте и продолжал дирижерскую работу с любительскими хорами [2. Л. 1].

Особенно значительны заслуги В.П. Воробьева в развитии хорового искусства. В 1917 г. по предложению Чебоксарского уездного Совета рабочих и солдатских депутатов для проведения Первомайского праздника Василием Петровичем был организован хор рабочих и солдат из 150 человек [3. Л. 10 об.], выступление которого произвело огромное впечатление на публику города. Впоследствии хор приглашали на масштабные мероприятия республики. В 1924 г. на основе этого хора и хорового коллектива под руководством Ф.П. Павлова был организован Чувашский государственный хор (ныне Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца). Эта дата и положила началу деятельности общенационального концертного коллектива с его бессменным художественным руководителем и дирижером в лице Василия Петровича Воробьева. В своей работе хор неустанно пропагандировал лучшие образцы чувашской народной песни и творчества композиторов Чувашии. Чувашский государственный хор стал широко известен как в Чувашии, так и за ее пределами,  выступал в г. Москва (1929), на Всесоюзной  хоровой олимпиаде народов СССР (1936) и Всесоюзном радиофестивале, гастролировал в г. Ленинград (1937) и т.д. [5. Л. 18]. Для расширения хорового репертуара композитор провел большую работу, по собиранию народного песенного творчества выезжая по районам Чувашии. В результате им было собрано около 800 песен, которые после обработки были использованы в репертуаре Чувашского государственного хора, а на основе всего изученного сочинял новые, оригинальные музыкальные сочинения на слова чувашских поэтов. Наряду с чувашскими сочинениями хором исполнялись произведения русских и зарубежных авторов Л. Бетховена, Ф. Шуберта, М. Мусорского, П. Чайковского и др.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. композитор также неустанно продолжал работу по сочинению произведений, в числе которых: «Белая голубка» на стихи И. Тукташа (1941), «Смерть фашизму»  на стихи А. Калгана (1941), «У нашего отца семь сыновей», «Семь героев» на стихи М. Ястран (1942), «Могучая Советская Армия» на стихи М. Ястран (1943) и др.

 С 1943 по 1945 гг. В. Воробьев являлся музыкальным редактором и художественным руководителем вокального ансамбля Чувашского радиокомитета.  В послевоенные годы на протяжении двух лет Василий Петрович возглавлял Чебоксарское музыкальное училище. Организовывал самодеятельные хоры при заводах, фабриках, организациях города и республики [4. Л. 13].

Наряду с активной творческой и педагогической деятельностью Василий Воробьев вел также и общественную. В разные годы избирался председателем Комитета бедноты, местного комитета Союза работников просвещения при средней школе, местного комитета работников искусства при музыкальном училище. Являлся одним из первых руководителей Союза композиторов Чувашии, уполномоченным Музыкального фонда СССР Чувашской АССР и т.д. [1. Л. 19].

В.П. Воробьев написал большое количество оригинальных чувашских песен разных форм хорового, сольного и других видов исполнения, которые пользовались широкой популярностью, как среди чувашского народа, так и в Советском Союзе. Его произведения издавались в массовых сборниках многотысячным тиражом [6, Л. 12].

10 декабря 1954 г. Василия Петровича Воробьева не стало.

Выдающиеся заслуги Василия Воробьева в области развития Чувашского музыкального искусства были высоко оценены. Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 23 июня 1940 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР», Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 15 июля 1950 г. в связи  с 30-летием Чувашской АССР он награжден орденом Трудового Красного Знамени, почетными грамотами [2. Л. 2 об.].

Музыкальный талант чувашского композитора, хорового дирижера, видного деятеля, одного из основоположников чувашской профессиональной музыки В.П. Воробьева унаследовал и его сын Геннадий Воробьев.

Геннадий Васильевич Воробьев родился 31 июля 1918 г. в г. Чебоксары. Редкостный музыкальный дар будущего композитора проявился очень рано, с шести лет. В 1924 г. он поступает в Чебоксарскую музыкальную школу по классу фортепиано и обучается у преподавателя Л.П. Полидоровой-Ростовцевой, игре по сольфеджио и элементарной теории музыки у С.Ф. Иванова. Здесь будущий композитор, наряду с обучением игре на фортепьяно, проявляет тягу к сочинению музыкальных композиций и в 1926 г. им было написано первое сочинение для фортепиано – «Чувашская мелодия».

После окончания школы в 1930 г. Геннадий Воробьев был зачислен в Чувашский музыкально-театральный техникум (ныне Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова) на фортепианное отделение. В 1932 г. в техникуме было открыто композиторское отделение, где начинает заниматься и Геннадий Воробьев под руководством крупнейшего деятеля музыкальной культуры Чувашии В.М. Кривоносова [10, Л. 1]. Владимир Михайлович рекомендовал начинающему композитору более детальное изучение чувашской народной музыки. В этот период Геннадий проделывает большую работу по обработке чувашских народных песен для голоса с фортепиано: только за 1934 г. им было написано до десяти таких обработок. Самая первая их них – «Хура вӑрман варринче» (Посреди темного леса). Наряду с этим он сочинял инструментальные произведения, среди которых наиболее выделились и привлекли внимание 5-частная Детская сюита для фортепиано, а также прелюдия для малого симфонического оркестра на тему чувашской народной песни «Атте пахчи» (Батюшкин сад). В 1935 г. Г.В. Воробьев с отличием завершает обучение с присвоением ему профессии «пианист-композитор».

Осенью 1935 г. Геннадий Васильевич поступает на композиторское отделение Московской государственной консерватории [7. Л. 1 об.], он оказался единственным из абитуриентов сдавшим вступительные экзамены на «отлично». Здесь Воробьев проходит высшую композиторскую школу в классе сочинения профессора Г.И. Литвинского, который сыграл особую роль в творческом становлении юного студента. За годы обучения Геннадием были созданы такие крупные сочинения как 4-частная сонатина, вторая сюита «Акатуй» (Праздник в колхозе) для фортепиано, ряд вокальных и инструментальных пьес, соната для скрипки и фортепьяно, прелюдия для симфонического оркестра, увертюра для духового оркестра, пьеса для оркестра народных инструментов. В 1937 г. им были написаны романсы на стихи А.С. Пушкина «Цветы последние милей» и «Кто, волны, вас остановил», которые стали первым творческим опытом музыкального прочтения в области камерного жанра средствами чувашского языка.

В конце 1937 г. Воробьев переходит в класс сочинения Н.Я. Мясковского. В это время композитор начинает писать эскизы к большой 4-частной эпико-драматической чувашской симфонии, которая и стала первым наивысшим, профессиональным,  национальным произведением сложнейшего жанра.

Имя молодого композитора постепенно становится известным в Москве. Он выступал на концертах с исполнением своих произведений, которые позже стали входить в репертуар мастеров советского музыкально-исполнительского искусства. В декабре 1938 г. в Московской консерватории с большим успехом прошел творческий вечер Геннадия Васильевича. Особенно популярна была музыка Г. Воробьева и на родине композитора. Он неоднократно приезжал в родную Чувашию со своими новыми произведениями, выступал по радио и на концертах в филармонии, учебных заведениях, сельских клубах и домах культуры, выезжал в районы для записи народных песен и творческих встреч со слушателями. В феврале 1939 г. состоялся его авторский концерт в Чувашском государственном академическом театре [9. Л. 12].  

Завершить начатые сочинения и полный курс обучения в Московской государственной консерватории Геннадию Васильевичу Воробьеву не удалось в связи с тяжелой болезнью. 28 августа 1939 г. Геннадий Васильевич трагически скончался.

Работа над эпико-драматической чувашской симфонией Геннадия Васильевича Воробьева  была продолжена его другом Н.И. Пейко. Отредактированная  и законченная симфония была рассмотрена и отмечена на заседании Совета композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в 1940 г. как выдающееся произведение молодого композитора Г. Воробьева и включении его в программу советской музыки [11. Л. 4] .

Геннадием Васильевичем было написано более 70-ти  музыкальных произведений: вокальные произведения в сопровождении фортепиано: «Улма йывӑҫ авӑнать» (Гнется яблоня), «Ӗҫ умӗнхи» (Урожайная), «Пӗрле ӳснӗ тантӑшсем» (Ровестники), Ҫурҫӗр полюс» (Северный полюс) и др.; инструментальные произведения для фортепиано: «Под бой барабана», «Подражание Шопену», «Карусель», «Петухи и куры», «Акатуй» и др.; обработки народных песен и произведений других авторов для голоса с фортепиано: «Ниме юрри» (Песня о коллективной помощи), «Туй юрри» (Свадебная песня) и др. [8. Л. 14].

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится семейный фонд талантливых земляков чувашского композиторского искусства Василия Петровича и Геннадия Васильевича Воробьевых (Ф. Р-2722). В фонде представлены биографические документы фондообразователей (автобиографии, членские билеты союзов и фондов), документы о трудовой и творческой деятельности (нотные рукописи, вокальные произведения, инструментальные произведения, обработки народных песен и музыкальных произведений других авторов, афиши концертов)  и т.д.

_______________________________________


1. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 1.

2. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 5.

3. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 6.

4. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 10.

5. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 13.

6. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 33.

7. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 43.

8. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 85.

9. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 95.

10. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 100.

11. ГИА ЧР Ф. Р-2722. Оп. 1. Д. 102. 


С.Г. Петрова 

62-14-95