Архивная служба Чувашии в годы военного лихолетья
4 марта 1939 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о передаче Центрального архивного управления в ведение НКВД [3. Л. 7 об.]. В апреле того же года архивное управление республики было преобразовано в Архивный отдел НКВД Чувашской АССР. В таком статусе главный архивный орган в Чувашской АССР существовал вплоть до 1941 г., когда в республике была проведена новая реорганизация архивных учреждений.
29 марта 1941 г. СНК СССР утвердил Положение о Государственном архивном фонде СССР, согласно которому в стране устанавливалась единая сеть государственных архивов. 14 июня 1941 г. СНК Чувашской АССР принял постановление, согласно которому структурные подразделения Архивного отдела НКВД Чувашской АССР: архивы Исторический, Октябрьской революции и Секретный – были преобразованы в единый Центральный государственный архив Чувашской АССР.
Трудные условия военного времени оказали существенное влияние на организацию работы архива в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Одно из зданий ЦГА Чувашской АССР по ул. Союзной в начале 1942 г. было передано для производственных целей эвакуированной из западных областей чулочной фабрике. В 1944 г. здание Введенского собора было передано верующим для возобновления богослужений. Вместо них архиву было отведено два других здания бывших церквей: Крестовоздвиженской по ул. Кадыкова и Спасо-Преображенского женского монастыря на Владимирской горке.
Впоследствии была выполнена большая работа по оборудованию новых помещений под архивохранилища и по перемещению в них архивных материалов.
Существенно изменился в первой половине 1940-х гг. кадровый состав. Еще в первый военный год часть работников была призвана в Красную армию. На работу принимались новые сотрудники, многие из них прямо со школьной скамьи. Коллектив стал в основном женским. Вынужденное обновление состава прошло успешно благодаря оставшимся на местах сотрудникам Р.С. Семенову, И.И. Музыкантову, П.Ф. Ермолаеву а также организации плановых занятий по техминимуму.
Условия труда архивистов были непростыми. Они работали в неприспособленных и плохо отапливаемых помещениях, часто болели. Получали по карточкам 400 г хлеба в день. Но как и весь советский народ, архивисты работали под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!»: отчисляли средства в фонд обороны, подписывались на военные займы, собирали подарки для солдат и офицеров, находящихся в госпиталях. Часть сотрудников в летнее время работала в заволжских лесах на заготовке дров для отопления города. За трудовые отличия многие архивисты награждены Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» [4. Л. 555–559].
Даже в таких тяжелых условиях сотрудники государственных архивов пытались наладить работу по обеспечению сохранности документов. Особое внимание уделялось сохранению документов о героизме советских людей в годы войны, а также разрушениях, совершенных нацистами. 4 ноября 1941 г. Чебоксары подверглись налету немецкой авиации, в результате которого погибло два человека, восемнадцать ранено, повреждены здания [2. Л. 4]. По настоятельному требованию руководителей архива был составлен акт о бомбежке, который и по сей день хранится в архиве [2. Л. 1].
В 1941 г. проводилась работа по подготовке к эвакуации. Был составлен список эвакуируемых фондов, и получен наряд на тару, но в связи с изменением обстановки на фронтах ни один документ не был вывезен за пределы республики. В течение всего военного периода производился прием новых фондов.
С некоторым нарушением правил в архив были приняты документы ликвидированных организаций. Но, как подчеркнул на одном из производственных совещаний И.И. Музыкантов, «думаю, что наше решение было правильное», «в период Отечественной войны интересы сохранения материалов выше наших ведомственных интересов».
Согласно постановлению СНК Чувашской АССР от 14 июня 1941 г. в архив стал поступать один экземпляр каждого номера периодических изданий. Проводилась работа по учету документов в фондах Чувашского краеведческого музея и Научно-исследовательского института языка и литературы. К концу 1945 г. завершен учет фондов и инвентаризация всех единиц хранения в самом архиве.
Несмотря на кадровые изменения и непростые условия работы архивисты продолжали принимать новые фонды из учреждений республики и эвакуированных предприятий. Развивалась публикаторская деятельность. Так, в 1943 г. вышло первое документальное издание с участием ЦГА Чувашской АССР – сборник документов «Восстание чувашского крестьянства в 1842 году» [1], в следующем году была издана книга «Чувашский народ в помощь фронту» [5].
Таковы итоги архивной службы в непростые военные годы.
_________________
1. Восстание чувашского крестьянства в 1842 г.: сборник архивных документов. – Чебоксары: Чуваш. гос. изд., 1942. – 282 с.
2. ГИА ЧР. Ф. Р-819. Оп. 1. Д. 350.
3. ГИА ЧР. Ф. Р-1041. Оп. 1. Д. 132.
4. Там же. Д. 863.
5. Чувашский народ в помощь фронту. – Чебоксары: Гос. изд-во Чуваш. АССР, 1944. – 152 с.
А.Ю. Гусарова
62-14-95