27
ИЮН
2023
ГИА ЧР

Как сохранить прошлое?

2023 год – знаменательный год для архивистов. Государственной архивной службе России исполнилось 105 лет, также свой вековой юбилей отмечает архивная служба Чувашии. За все время архивная служба неоднократно претерпевала серьезные изменения, развивалась и совершенствовалась. Иногда ей везло и на деятельных людей. Одним из таких был историк, археограф, архивист, юрист Николай Васильевич Калачев (1819–1885).

Его поистине можно назвать Колумбом архивного дела в России. Он – известнейший издатель и организатор архивного дела. Им были проведены масштабные исследования монастырских и частных архивов центральных губерний. Благодаря ему создана сеть центральных и местных архивов, он занимался проблемами сохранности документов и расширением доступа к ним исследователями. К тому же Николай Васильевич занимался важным для процветания исторической и правовой наук делом – благоустройством архивов. Как большой специалист архивного дела, он понимал, что архивами должны заведовать лишь специально подготовленные к этому делу люди, и лишь благодаря его энергии был открыт Археологический институт, который и занимался подготовкой таких лиц. Благодаря его инициативе и при его содействии в разных городах появились губернские учёные архивные комиссии [2].

Важное значение имеет изучение им подлинников древних русских актов, критический разбор памятников русского законодательства. И по сей день его трудами пользуется не одно поколение историков.

Благодаря ему был поднят вопрос о реорганизации архивного дела. В 1852–1853 гг. он совершил археографические экспедиции по ряду губерний России, обследуя архивы присутственных мест и частные хранилища документов. Впоследствии многие собранные документы им были опубликованы. Также он обнаружил катастрофическое состояние многих местных архивов, пришел к выводу о необходимости архивной реформы.

В 1869 г. состоялся I Археологический съезд, на котором Николай Васильевич выступил с докладом о необходимости улучшения состояния отечественных архивов [3]. Но, увы, первая попытка оказалась провальной (доклад не был обсужден). Свой проект он представил в 1871 г. на II Археологическом съезде с предложением создать в стране следующую сеть архивов: текущие, справочные при учреждениях и центральные исторические.

По представлению съезда, для проработки его предложений в 1873 г. была создана межведомственная Временная комиссия об устройстве архивов при Министерстве народного просвещения, под председательством самого Николая Калачова, функционировавшая до его смерти в 1885 г. В задачи комиссии входило: разработка Положения о Главной архивной комиссии; обследование состояния российских архивов в центре и на местах (путем анкетирования); изучение постановки архивного дела за границей; урегулирование вопроса об уничтожении архивных дел. Комиссия разработала проект Положения, провела анкетирование архивов. Одна из таких анкет сохранилась в фонде Чебоксарской городской управы Казанской губернии (Ф. 82).

12 сентября 1873 г. казанский губернатор Николай Яковлевич Скарятин выслал управе печатный экземпляр анкеты, разработанной комиссией, предложив дать на них полные и верные ответы и доставить их к нему в непродолжительном времени [1. Л. 167].

Анкета состояла из 19 вопросов, приводим их [1. Л. 168–168 об.]:

«1. Какого ведомства архив?

2. Место нахождения и название архива?

3. В каком здании архив помещается: в казенном или частном, каменном или деревянном, далеко ли от жилья и безопасном ли от пожара и наводнения? Нет ли сырости, и от чего?

4. Есть ли для архива особое помещение, со сводами или без сводов, с какими полами, и с железными ли дверьми, с печами или без печей, сухое и светлое ли? Есть ли ставни и какие; если их нет, то нет ли решеток?

5. Как велик личный состав архива: штатный и по найму? Сколько сторожей? 6. Сколько расходуется ежегодно на содержание личного состава и самого архива, и из каких сумм? Сколько получают сторожа?

7. К каким годам относятся древнейшие в архиве документы (то есть: дела, книги, акты и тому под.), и по какое время новейшие? Как велико число их вообще? Сколько в особенности документов по 1726 год и с 1726 по 1800 г. включительно? Нет ли между документами писем высочайших особ, жалованных грамот и столбцов?

8. Как хранятся в архиве документы: на полках или в шкапах, открытых или закрытых? В связках или картонах?

9. Как размещены документы: по годам, по ведомствам, или по предметам?

10. Есть ли в документах описи, за какое время и по какой форме они ведутся (объяснить время составления этих описей и приложить образец их формы)? Не имеется ли также алфавитов?

11. Продолжают ли поступать в архив документы или прием их прекращен? Если прекращен, то с какого времени? Если же документы продолжают поступать, то указать, по возможности, сколько их принимается в год?

12. Нет ли в архиве документов упраздненных установлений и посторонних ведомств, и если есть, то каких именно?

13. Был ли архив разбираем: когда, кем, по каким правилам и с какою целью, например, в видах ли приведения его в порядок, или с целью уничтожения ненужных документов?

14. Если документы были уничтожаемы, то в каком порядке (истреблялись или же продавались с аукциона), и с чьего разрешения? Какое число документов уничтожено, и сохранились ли описи уничтоженных?

15. Не были ли переданы документы целыми отделами в другие архивы или установления?

16. Все ли документы разобраны, или же, по недостатку средств или по иным причинам, есть документы, не приведенные еще в известность и коим, поэтому, еще не составлено описей?

17. Не был ли архив уничтожаем пожарами частию или вполне? Не подвергался ли он наводнениям и разорению от неприятеля?

18. Нет ли в архиве предметов древности или искусства, печатных книг, планов, карт, писем важных лиц и тому под., и если есть, то какие именно?

19. Какие меры и средства необходимы для лучшего устройства архива?»

22 сентября ответ был дан [1. Л. 169–170 об.]:

«1) Архив Министерства внутренних дел.

2) Архив находится в Чебоксарах, принадлежит городской управе.

3) Архив помещается в каменном доме городского общества, в нижнем этаже жилья, безопасном от пожара и наводнения. Сырость есть, потому что архив находится низко от земли и в холодном помещении.

4) Архив находится в особом помещении со сводами, с деревянным полом, железною дверью, без печи. Сырость есть. Не вполне светлое, потому что в архиве только одно окно с железными ставнями и сверх того решеткою в окне.

5) Особого состава при архиве как штатного, так и наемного, а равно сторожей, нет.

6) Расхода на содержание архива нисколько не производится.

7) Древнейшие в архиве документы относятся к 1787 г. и новейшие – к 1855 году. Общее число их заключается из 2939 номеров. Документов по 1726 г. в архиве нет, а с 1787 [г.] по 1800 [г.] включительно 111 номеров. Между архивными документами ни писем высочайших особ, ни жалованных грамот, ни столбцов нет.

8) Документы в архиве хранятся на открытых полках в связках.

9) Документы размещены по годам.

10) Всем архивным документам есть одна общая опись, составленная в 1869 году по прилагаемой при сем форме; алфавитов нет.

11) Документы продолжают поступать в архив, но не каждогодно. Так, например, в 1870 г. сданы в архив дела и документы с 1861 по 1866 год в количестве 340 номеров.

12) В архиве хранятся дела и документы Чебоксарского сиротского суда ведомства Министерства юстиции.

13) Архив был разбираем в 1869 г. городскою думою прежнего состава с целию приведения в порядок, потому что в 1865 или 1866 годах во время разборки архива упраздненного городового магистрата, помещавшегося в общем помещении, произведена была растрата дел с целью продажи их, причем немало пострадал и описываемый архив, после чего не было найдено архивной описи. О растрате этой производилось дело и виновные подвергнуты определенному наказанию.

14) Архивных документов уничтожаемо не было, кроме случая, изложенного в предыдущем пункте.

15) Из описываемого архива документов в другие архивы передаваемо не было.

16) Архивные документы разобраны все, но многих из них, как полагает городская управа, по объясненной в 13 пункте причине, нет. Самый разбор документов произведен не вполне удовлетворительно.

17) Из документов городской управы видно, что архив был уничтожен пожаром, но в котором году, частию или вполне, не видно. Затем наводнению или разорению от неприятелей не подвергался.

18) Никаких предметов древности или достопримечательности в архиве нет.

19) Для лучшего устройства архива, по мнению управы, необходимо следующее: 1, устроить печи, чтобы устранить этим сырость и 2, подвергнуть архивные документы новому пересмотру и исправлению описи, а также составить делам алфавит. А так как при описанном архиве особого состава служащих нет, то при ограниченном числе канцелярских служащих при городской управе, занятых текущим производством, весьма трудно привести архив в должный во всех отношениях порядок».

Что же касается деятельности комиссии, то благодаря ей уничтожение архивных документов было временно приостановлено (но через десять лет оно возобновилось с новой силой). Другим важным результатом деятельности комиссии стала разработка в 1875 г. проекта организации учебного учреждения, в котором предполагалось обучать архивному делу, вспомогательным и специальным дисциплинам лиц с высшим образованием – Археологического института с двухлетним сроком обучения. В 1877 г. проект был одобрен и Санкт-Петербургский археологический институт открыт, но лишь в качестве частного учебного заведения, в основном на средства самого Николая Калачова. В результате деятельности Николая Васильевича и его единомышленников в губерниях были учреждены губернские учёные комиссии, призванные поставить уничтожение дел в архивах под контроль компетентных людей. Проект о губернских учёных комиссиях был утвержден в 1884 г. сначала для Тамбовской, Рязанской, Тверской и Орловской губерний (где имелись соответствующие помещения), а к 1917 г. в России губернские учёные комиссии существовали уже в 40 губерниях. Территория современной Чувашии была разделена между двумя губерниями: Казанской и Симбирской. Летом 1895 г. была утверждена Симбирская губернская учёная архивная комиссия. Она же – проработала дольше всех остальных. Несмотря на официальное упразднение комиссий советской властью в 1918 г., Симбирская комиссия продолжала свою деятельность до 1922 г. усилиями энтузиастов. В ноябре 1916 г. была образована Казанская губернская учёная архивная комиссия.

___________________________


1. ГИА ЧР. Ф. 82. Оп. 1. Д. 48.

2. Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/histschool/2185-kalacov-nikolaj-vasilevic.html (Дата обращения: 04.04.2023).

3. Труды Первого Археологического съезда в Москве. 1869 // Изд. под ред. гр. А.С. Уварова. М., 1871. URL: https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=8415 (Дата обращения: 04.04.2023).


А.Ю. Гусарова

62-14-95