Чувашскому балету быть!
Во Всемирный день балета хочется рассказать о становлении нашего национального балета. История балета в Чувашии насчитывает несколько десятилетий и связана с развитием профессиональных балетных трупп и учебных заведений.
Балетное искусство в Чувашии представляет балетная труппа Чувашского государственного театра оперы и балета. Ее основу составили выпускники Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой (ныне Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой), которые в 1966 г. окончили это прославленное учебное заведение. Среди них были Галина Васильева, Лариса Ивановская, Валерий Александров, Александр Федоров, Николай Никифоров, Юрий Свинцов, Николай Михайлов, Владимир Иванов, Любовь Клементьева, Маргарита Крылова, Нина Дульская и Светлана Ефремова.
Первым балетным спектаклем, представленным на чувашской сцене, стала «Жизель» Адольфа Адана, премьера которой состоялась 19 мая 1967 г. в помещении Чувашского музыкально-драматического театра им. К.В. Иванова. Этот спектакль стал отправной точкой в развитии чувашского национального балета.
В 1969 г. была представлена «Шопениана», перенесенная на чувашскую сцену педагогами Ленинградского академического хореографического училища Константином Шатиловым, Ниной Беликовой и Николаем Румянцевым.
Первая половина 1970-х гг. ознаменовалась появлением новых чувашских балетов: «Сарпиге» (1969) и «Арçури» (1975), созданных на музыку Федора Васильева. Николай Никифоров и Василий Богданов стали авторами художественно ценной хореографической разработки «Сарпиге», которая стала ярким примером развития национального балета.
Линия развития национального балета была продолжена В.В. Тимофеевым, который в 1975 году попытался воплотить современную тему в одноактном балете на музыку «Космической симфонии» Анисима Асламаса. Репертуар труппы пополнялся новыми редакциями классических балетных спектаклей: «Лебединое озеро» (1971), «Щелкунчик» (1972), «Дон Кихот» и «Тщетная предосторожность» (1977). В жанре одноактного балета были поставлены «Франческа да Римини» (1974), «Пахита» (1975) и «Тиль Уленшпигель» (1975).
В последующие годы чувашский балет стремительно развивался. Одним из ключевых событий стал переезд труппы в новое здание, построенное в стиле советского модернизма архитекторами Рубеном Бегунцем и Владимиром Тенетой. Это величественное строение на берегу Чебоксарского залива стало архитектурным символом города. В народе легендарный брутальный архитектурный ансамбль театра называют «Элеватором» или «Базой повстанцев из Звездных войн».
С момента своего создания театр стал важной площадкой для постановки как классических, так и современных балетов, что позволило зрителям познакомиться с разнообразием хореографического искусства. Здесь ставятся произведения как русских, так и зарубежных классиков, а также современных авторов.
Балетные школы играют важную роль в подготовке профессиональных артистов балета. Молодые специалисты, выпускаемые из различных училищ, пополняют ряды балетных трупп республики, способствуя дальнейшему развитию балетного искусства в регионе.
Сегодня балет в Чувашии продолжает активно развиваться благодаря усилиям артистов, хореографов и педагогов. Регулярно ставятся новые спектакли, а труппы гастролируют как по России, так и за рубежом, представляя чувашское искусство широкой аудитории.
________________
Данилова И.В. Балет // Чувашская энциклопедия: в 4 т. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. – Т. 1. А–Е. – С. 175-176.
А.Ю. Гусарова
62-14-95