6
ЯНВ
2025
ГИА ЧР

Проект строительства новой церкви на селе

Сегодня особенный день для православных христиан. Сегодня отмечается Сочельник. В этот вечер верующие собираются в храмах, чтобы отпраздновать рождение Иисуса Христа. Главным место празднования становятся храмы и небольшие церквушки.

Во времена Российской империи церковь играла важную роль в жизни населения, особенно на селе. Она не только выполняла религиозные функции, но и оказывала значительное влияние на социальную и культурную жизнь крестьянства. Неудивительно, что огромное число храмов возводилось на пожертвования прихожан. Именно так появилась церковь в с. Кошлоуши Ядринского уезда Казанской губернии.

В клировой ведомости за 1855 г. встречаются следующие сведения: «[церковь] построена в 1841 г. тщанием прихожан. Здание деревянное с таковою колокольней, по новости своей крепка, но от долговременной печи бывшей во время стройки холодной церкви, в своде оной оказалась гниль и трещины. Престолов в ней две: в настоящей холодной во имя святой живоначальной Троицы, а в теплом приделе во имя обновления Христова Воскресения Христова» [2. Л. 59 об.].

Штат церкви состоял из двух священников, одного диакона и дьячка, пономаря и просфирни [6]. К тому же при ней имелся заштатный служащий дьячок.

Стало очевидно, что старая церковь уже не может вместить всех прихожан, поэтому было решено построить новую в селе Кошлоуши вместо нее. 2 декабря 1899 г. был подписан контракт между прихожанами храма и мещанином из Мариинского Посада Чебоксарского уезда Федором Мочаловым на строительство нового здания. Стоимость проекта оценивалась в 14500 рублей [3. Л. 41а].

Согласно условиям контракта, церковь должна была быть деревянной, однопрестольной, с кирпичным фундаментом и каменным бутом. Алтарь планировалось установить на разных колоннах, украшенных червонным золотом, с изображением вверху Господа Саваофа, благословляющего и окруженного херувимами. За престолом должны были стоять кресты с распятым Христом Спасителем и ликом Божией Матери, вложенные в тумбы, также украшенные позолотой [3. Л. 44].

Иконостас предполагалось выполнить в византийском стиле, его ширина должна была составлять 11½ саженей. Стоимость иконостаса оценивалась в 3000 рублей. Все новые иконы планировалось писать на золотом фоне. Старые иконы в киотах должны были располагаться между оконными проемами по всему храму. Всего планировалось установить 10 окон, и все они должны были быть двухрамными, с возможностью открываться как снаружи, так и изнутри. Это делалось для того, чтобы можно было просушить храм в летнее время [3. Л. 44 об.].

Кресты на храме и колокольне имели высоту в одну сажень. Все кресты были покрыты червонным золотом, шары под крестами и главы на храме и колокольне – глянцевым белым листовым железом, а крыша – черным железом, окрашенным французской медянкой три раза [3. Л. 45].

Храм должен был быть отапливаемым, для этого планировалось установить пять печей: одну в алтаре, две в храме и две голландские печи в трапезной [3. Л. 45 об.].

Строительство планировалось завершить к празднику Троицы в 1901 г. Однако к сроку строительство еще не было завершено. Еще в августе 1900 г. архиепископ Казанский Арсением, во время посещения чувашской Александринской общины [7], побывал и в церкви в с. Кошлоуши: «Храм в селе Кошлоушах деревянный, внутри оштукатурен. Построен он на средства прихожан в 1841 году; престолов в нем два: главный во имя Св. Троицы, и в приделе в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Храм тесен и не соответствует численности (6000) прихожан, которые почти исключительно инородцы чуваши. Храм видимо давно не был ремонтирован; сены его внутри грязны и штукатурка на них местами отвалилась, он мог быть приведен в лучшее состояние; но в настоящее время здесь строится новый и обширный храм <…> Я очень рад, что вы скоро будете иметь хороший храм, просторный и теплый, – жалею только, что не каменный. Рад, что помог вам выхлопотать казеннаго лесу для построения храма» [4].

Лишь в 1903 г., а именно 22 мая, благочинным священником Александром Софроницким в сослужении с окружным духовенством был освящен храм в честь Живоначальныя Троицы в с. Кошлоуши Ядринскаго уезда [5]. Церковь стала двухпрестольной: в честь Святой Троицы и Воскресения Христова. Она была деревянной, с холодным главным храмом и теплым приделом. Длина церкви вместе с колокольней составляла 17 саженей, а наибольшая высота до верхнего карниза – 5 саженей. На церкви было восемь глав. Иконостас главного храма имел длину 10 саженей и высоту 3 сажени и 1 аршин. Колокольня была трехъярусной, высотой 8 саженей. В приход входило 11 поселений, а штат церкви состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков [1. С. 227-228].

Храм был закрыт в 1938 г., приход возобновил свою деятельность в 1989 г. К сожалению, постройка тех лет до нас не дошла, т.к. церковь сгорела в 1992 г.

_______________

1. Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: справ. изд. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995.

2. ГИА ЧР. Ф. 445. Оп. 3. Д. 7.

3. Там же. Д. 15.

4. Известия по Казанской епархии. 1901. № 1. С. 27.

5. Известия по Казанской епархии. 1903. № 12. С. 92.

6. Правильнее просфорня – лицо, изготовляющее просфоры для церкви, просфорня обыкновенно назначались из вдов и сирот женского пола духовного звания и входили в штат причта на правах члена его.

7. Ведет начало от православной общины, которую в 1895 г. основали 12 чувашских крестьянских девушек. Располагалась община в лесу на р. Вурнарка, близ с. Кошлоуши Ядринского уезда. Соседние крестьянские общества пожертвовали для общины 16 дес. земли, а частные лица собрали 4000 руб. В 1898 г. Синод узаконил ее существование с содержанием на собственные доходы с названием «Община святой мученицы царицы Александры».

 

А.Ю. Гусарова

62-14-95