Проект строительства новой церкви на селе
Сегодня особенный день для православных христиан. Сегодня
отмечается Сочельник. В этот вечер верующие собираются в храмах, чтобы отпраздновать рождение Иисуса Христа. Главным место празднования становятся храмы и небольшие церквушки.
Во времена Российской империи церковь играла важную роль в
жизни населения, особенно на селе. Она не только выполняла религиозные функции,
но и оказывала значительное влияние на социальную и культурную жизнь
крестьянства. Неудивительно, что огромное число храмов возводилось на пожертвования
прихожан. Именно так появилась церковь в с. Кошлоуши Ядринского уезда Казанской
губернии.
В клировой ведомости за
Штат церкви состоял из двух священников, одного диакона и
дьячка, пономаря и просфирни [6]. К тому же при ней имелся заштатный служащий
дьячок.
Стало очевидно,
что старая церковь уже не может вместить всех прихожан, поэтому было решено
построить новую в селе Кошлоуши вместо нее. 2 декабря
Согласно
условиям контракта, церковь должна была быть деревянной, однопрестольной, с
кирпичным фундаментом и каменным бутом. Алтарь планировалось установить на
разных колоннах, украшенных червонным золотом, с изображением вверху Господа
Саваофа, благословляющего и окруженного херувимами. За престолом должны были
стоять кресты с распятым Христом Спасителем и ликом Божией Матери, вложенные в
тумбы, также украшенные позолотой [3. Л. 44].
Иконостас предполагалось выполнить в византийском
стиле, его ширина должна была составлять 11½ саженей. Стоимость иконостаса
оценивалась в 3000 рублей. Все новые иконы планировалось писать на золотом
фоне. Старые иконы в киотах должны были располагаться между оконными проемами
по всему храму. Всего планировалось
установить 10 окон, и все они должны были быть двухрамными, с возможностью
открываться как снаружи, так и изнутри. Это делалось для того, чтобы можно было
просушить храм в летнее время [3. Л. 44 об.].
Кресты на
храме и колокольне имели высоту в одну сажень. Все кресты были покрыты
червонным золотом, шары под крестами и главы на храме и колокольне – глянцевым
белым листовым железом, а крыша – черным железом, окрашенным французской
медянкой три раза [3. Л. 45].
Храм должен
был быть отапливаемым, для этого планировалось установить пять печей: одну в
алтаре, две в храме и две голландские печи в трапезной [3. Л. 45 об.].
Строительство
планировалось завершить к празднику Троицы в
Лишь в
Храм был
закрыт в
_______________
1. Браславский Л.Ю. Православные храмы
Чувашии: справ. изд. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995.
2. ГИА ЧР. Ф. 445. Оп. 3. Д.
3. Там же. Д. 15.
4. Известия по Казанской епархии. 1901. № 1.
С. 27.
5. Известия по Казанской епархии. 1903. №
12. С. 92.
6. Правильнее просфорня – лицо,
изготовляющее просфоры для церкви, просфорня обыкновенно назначались из вдов и
сирот женского пола духовного звания и входили в штат причта на правах члена
его.
7. Ведет начало от православной общины,
которую в
А.Ю. Гусарова
62-14-95