28
ФЕВ
2025
ГИА ЧР

Календарь Победы: Заволжская электростанция дала первый ток

28 февраля 1944 г. Заволжская электростанция дала первый ток. Этому событию предшествовал долгий и сложный путь.

Необходимость в строительстве новой электростанции возникла в результате стремительного роста промышленности. Увеличение объемов производства обусловило резкий скачок на потребление электроэнергии. Особо остро ощущался ее недостаток в Чебоксарах. Так, например, 27 января 1943 г. завод № 320 вместо выделенных 1800 кВт/ч потребил 4410 кВт/ч, что повлекло отключение электричества в больницах, госпиталях, театре, на телефонных и телеграфных станциях и т. д. В этот день в госпиталях проходили операции, но в течение вечера электроэнергию отключали 2 раза. Из-за напряженной ситуации с электроснабжением Чебоксарская хлопчатобумажная фабрика не работала с декабря 1942 г. до марта 1943 г. [3. С. 330].

В этой связи необходимо было повышать мощность в электроэнергии. Еще в октябре 1941 г. распоряжением Совнаркома СССР Наркомату электростанций было поручено строительство в Чебоксарах электростанции на местном топливе – торфе. В январе 1942 г. вблизи пос. Сосновка на базе торфяных массивов Дрянного–Долгого болот было начато строительство Заволжской электростанции. В целях сокращения сроков ее возведения управлению строительства были переданы все здания и сооружения строившегося прядильно-ткацкого комбината Чувашшвейпрома. Для осуществления строительно-монтажных работ в Сосновку прибыли две группы инженеров и квалифицированных рабочих-монтажников, эвакуированных с различных электростанций захваченных врагом районов страны. Первая группы прибыла отдельным вагоном 8 января 1942 г., вторая – 27 января 1942 г. [2. Л. 8].

Строительство шло с огромными трудностями. Рабочие жили в переполненных грязных вагонах на железнодорожной станции Чебоксары и на вокзале, делали переходы к стройплощадке и обратно по 25–28 км Начальник строительства электростанции К.Я. Бородин 12 февраля 1942 г. сообщил в Совнарком Чувашской АССР и обком ВКП(б), что рабочие не обеспечены одеждой и бельем, с 8 января не имели возможности получить горячую пищу или сухой паек, питались одним хлебным пайком, а 11 февраля не получили даже его. Все это привело к истощению рабочих и специалистов и санитарному неблагополучию. На строительстве не было автомобильного транспорта, имелись всего три лошади, которые зачастую находились на простое из-за сильной истощенности [2. Л. 10-11].

«Несмотря на усталость, потерю семьи, истощение в пути, каждый из коллектива строителей ясно отдавал себе отчет в важности сооружения электростанции, с энтузиазмом, прилагая всю энергию, берется за выполнение почетной задачи – дать промышленности Родины ток для вращения станков, работающих на оборону», – писал в докладной записки начальник строительства электростанции К.Я. Бородин [2. Л. 8].

Согласно июньскому 1942 г. распоряжению Совнаркома СССР на строящуюся электростанцию было направлено находившееся на Балашовском заводе оборудование, демонтированное с Рутченковской ЦЭС [1. С. 223]. Кардинально ситуация изменилась в 1943 г.: с получением необходимых материалов и оборудования развернулось широко строительство. Сюда направлялись работники предприятий и учреждений Чебоксар, в т.ч. за счет не занятых в выпуске продукции фронта. К середине июня на строительство мобилизовано около 750 колхозников из районов республики. В предпусковой период люди сутками не уходили со стройки. Вместе с рабочими здесь трудились поволжские и пленные немцы, а также мобилизованные в трудовые армии «неблагонадежные» и члены их семей [3. С. 330].

Несмотря на все трудности, электростанция была успешно запущена.

____________

1. Александров Г.А. Годы Великой Отечественной войны // История Чувашии новейшего времени. Книга 1: 1917–1945 / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; [Авт.: А.В. Изоркин и др.]. – Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук, 2001. – С. 214–261.

2. ГИА ЧР. Ф. Р-1532. Оп. 1. Д. 89.

3. Чебоксары: исторический очерк / Коллективная монография. 2-е изд., перераб. и доп. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2019. – 639 с.

 

А.Ю. Гусарова

62-14-95