Календарь Победы: Заволжская электростанция дала первый ток
28
февраля 1944 г. Заволжская электростанция дала первый ток. Этому событию предшествовал долгий и сложный путь.
Необходимость
в строительстве новой электростанции возникла в результате стремительного роста
промышленности. Увеличение объемов производства обусловило резкий скачок на
потребление электроэнергии. Особо остро ощущался ее недостаток в Чебоксарах.
Так, например, 27 января 1943 г. завод № 320 вместо выделенных 1800 кВт/ч
потребил 4410 кВт/ч, что повлекло отключение электричества в больницах,
госпиталях, театре, на телефонных и телеграфных станциях и т. д. В этот
день в госпиталях проходили операции, но в течение вечера электроэнергию
отключали 2 раза. Из-за напряженной ситуации с электроснабжением Чебоксарская
хлопчатобумажная фабрика не работала с декабря 1942 г. до марта 1943 г. [3. С.
330].
В
этой связи необходимо было повышать мощность в электроэнергии. Еще в октябре
1941 г. распоряжением Совнаркома СССР Наркомату электростанций было поручено
строительство в Чебоксарах электростанции на местном топливе – торфе. В январе
1942 г. вблизи пос. Сосновка на базе торфяных массивов Дрянного–Долгого болот
было начато строительство Заволжской электростанции. В целях сокращения сроков
ее возведения управлению строительства были переданы все здания и сооружения
строившегося прядильно-ткацкого комбината Чувашшвейпрома. Для осуществления
строительно-монтажных работ в Сосновку прибыли две группы инженеров и
квалифицированных рабочих-монтажников, эвакуированных с различных
электростанций захваченных врагом районов страны. Первая группы прибыла
отдельным вагоном 8 января 1942 г., вторая – 27 января 1942 г. [2. Л. 8].
Строительство
шло с огромными трудностями. Рабочие жили в переполненных грязных вагонах на
железнодорожной станции Чебоксары и на вокзале, делали переходы к стройплощадке
и обратно по 25–28 км Начальник строительства электростанции К.Я. Бородин
12 февраля 1942 г. сообщил в Совнарком Чувашской АССР и обком ВКП(б), что
рабочие не обеспечены одеждой и бельем, с 8 января не имели возможности
получить горячую пищу или сухой паек, питались одним хлебным пайком, а 11
февраля не получили даже его. Все это привело к истощению рабочих и
специалистов и санитарному неблагополучию. На строительстве не было
автомобильного транспорта, имелись всего три лошади, которые зачастую
находились на простое из-за сильной истощенности [2. Л. 10-11].
«Несмотря
на усталость, потерю семьи, истощение в пути, каждый из коллектива строителей
ясно отдавал себе отчет в важности сооружения электростанции, с энтузиазмом,
прилагая всю энергию, берется за выполнение почетной задачи – дать
промышленности Родины ток для вращения станков, работающих на оборону», –
писал в докладной записки начальник строительства электростанции К.Я. Бородин
[2. Л. 8].
Согласно
июньскому 1942 г. распоряжению Совнаркома СССР на строящуюся электростанцию
было направлено находившееся на Балашовском заводе оборудование,
демонтированное с Рутченковской ЦЭС [1. С. 223]. Кардинально ситуация
изменилась в 1943 г.: с получением необходимых материалов и оборудования
развернулось широко строительство. Сюда направлялись работники предприятий и
учреждений Чебоксар, в т.ч. за счет не занятых в выпуске продукции фронта. К
середине июня на строительство мобилизовано около 750 колхозников из районов
республики. В предпусковой период люди сутками не уходили со стройки. Вместе с
рабочими здесь трудились поволжские и пленные немцы, а также мобилизованные в
трудовые армии «неблагонадежные» и члены их семей [3. С. 330].
Несмотря
на все трудности, электростанция была успешно запущена.
____________
1. Александров Г.А. Годы Великой Отечественной
войны // История Чувашии новейшего времени. Книга 1: 1917–1945 / Чуваш. гос.
ин-т гуманитар. наук; [Авт.: А.В. Изоркин и др.]. – Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т
гуманитар. наук, 2001. – С. 214–261.
2. ГИА ЧР. Ф. Р-1532. Оп. 1. Д. 89.
3. Чебоксары: исторический очерк /
Коллективная монография. 2-е изд., перераб. и доп. – Чебоксары: Чуваш. кн.
изд-во, 2019. – 639 с.
А.Ю. Гусарова