Календарь Победы: премьера спектакля «Ревизор»
В годы войны с большой творческой энергией работал Чувашский государственный академический театр, имевший в своем составе чувашскую и русскую труппу. За первые два года войны осуществлено около 30 новых постановок.
В 1944 г. театр готовился к открытию нового сезона с большими надеждами. Чувашская труппа подготовила для своих зрителей яркие спектакли по пьесам Александра Островского «Лес» и «Воспитанница», Александра Грибоедова «Горе от ума» и Карло Гольдони «Трактирщица. В свою очередь, русская труппа планировала представить такие известные произведения, как «Весна Железнова» Максима Горького, «Горячее сердце» Александра Островского, «Севильский Цирюльник» Бомарше и многие другие [5].
5 марта 1944 г. в театре состоялась премьера бессмертной классики – «Ревизора» Николая Гоголя. Режиссером-постановщиком выступил Евгений Токмаков. Главную роль Хлестакова мастерски исполнил актер Анатолий Ионов, который начал служить в театре с 1941 г.
«Ионов заставляет зрителя смеяться не над пустяками, а над глубокой комедийностью сюжета. Актер удачно «схватил» также типичную для Гоголя лирическую легкость в обрисовке образа Хлестакова – добродушную легкомысленность «враля», – говорится в заметке газеты [4]. В целом премьера прошла с большим успехом.
Стоит отметить, что коллектив театра работал в тяжелейших условиях: в холодное время года здание почти не отапливалось, поэтому зрители были вынуждены приходить на представления в верхней одежде. Актерам приходилось играть при температуре 5-6 градусов тепла. Кроме того, часто отключалось электричество, не было подходящих помещений для мастерских и склада декораций [2. Л. 10; 3. Л. 15–18]. Русская и чувашская труппы нуждались в отдельных помещениях, костюмах и бюджетах [1. Л. 126-127]. К тому же, значительная часть имущества, переданного в 1941 г. в ведение ЧГАТа из других театров республики (сценические костюмы, обувь, реквизит, декорации, хозяйственный инвентарь), была украдена, продана частным лицам и роздана воинским частям [1. Л. 140].
Однако даже в таких непростых условиях театру удавалось не только успешно проводить свои спектакли, но и находить силы для, казалось бы, несвоевременной для военных лет задачи – реконструкции здания, которое находилось в очень плохом состоянии [5]. На заседании бюро обкома партии в марте 1944 г., наряду с вопросами о продаже и вывозе хлеба, а также о ходе военного обучения призывников, обсуждался вопрос о подготовке к реконструкции и расширению здания ЧГАТ [1. Л. 60]. В воскресные дни на стройке вместе с жителями города работали актеры. Местные промышленные предприятия оказывали театру посильную помощь.
_______________
1. ГИА ЧР. Ф. Р-538. Оп. 5. Д. 3.
2. Там же. Д. 12.
3. Там же. Д. 161.
4. Дельсон В. «Ревизор» (смотр русской классики в ЧГАТ) // Красная Чувашия. – 1944. – 5 марта. – № 46. – С. 2.
5. Мордкович Г. ЧГАТ в 1944 году // Красная Чувашия. – 1944. – 1 января. – № 1. – С. 2.
А.Ю. Гусарова
62-14-95