22
МАР
2017
ГИА ЧР

В.П. Воробьев – композитор, любимый народом

В старой части города Чебоксары, не попавшей под затопление, есть недлинная, ограниченная пространством от Московского до Калининского мостов, но весьма оживленная улица, на которой в настоящее время преобладают банковские учреждения, торговые и развлекательные заведения, почти полностью вытеснившие ранее господствовавшие здесь жилые дома.
На той самой улице, где ныне возвышается Дом Мод, раньше стоял деревянный частный дом. В нем жил музыкант Василий Воробьев со своей семьей. Именно здесь к нему пришла слава одного из основоположников современной национальной музыки Чувашии[1]. Василий Петрович записал свыше 800 чувашских народных песен, на их основе создал хоры, песни, обработки, популярные в Чувашии: «Кай, кай Ивана» («Выйди, выйди за Ивана»), «Килмен те курман Шупашкарне» («Мы в Чебоксарах побывали»), «Вăрман урлă каçрăмар», «Колхоз хирӗнче» и мн. др.
В марте 2017 г. исполняется 130 лет со дня рождения Василия Петровича Воробьева – одного из талантливейших представителей профессионального чувашского музыкального искусства на начальном этапе его становления.
В метрической книге Троицкой церкви села Норваши Цивильского уезда Казанской губении о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1887 год указано, что В.П. Воробьев родился 11 (по новому стилю 23) марта 1887 г. в селе Алдиарово Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковского района Чувашской Республики[2]. Отца Василия, Петра Григорьевича, соседи звали çерçи, что переводится по-русски как «Воробей». Подобное родовое прозвище по традиции в деревне имела каждая семья, и отсюда и появилась фамилия Воробьевых.
С детских лет будущий композитор увлекался музыкой и пением. И в сельской школе он прославился тем, что любил петь и сочинять песни.
Отсутствие воспоминаний о зрительных впечатлениях детства в архиве Василия Петровича с лихвой восполняется музыкальными воспоминаниями и записями, связанными с родными местами. В одном из них он писал: «Как сегодня помню летние дни. Тихий полдень. Солнце излучает свое тепло изо всех сил. Выходить на жатву пора еще не настала. Соседские женщины и девушки, щебеча как ласточки, сидят на улице перед избой, вышивают узоры, шьют платья, разговаривают, поют трогающие душу песни. Я внимательно слушаю эти разговоры и песни, лежа на зеленой травке. Разговоры ведутся о трудности жизни, и песни печальны: «Зачем я родилась и росла, и младой головушке понапрасну пропасть», и только тому подобные слова в песнях. Эти печальные песни волновали и сердце маленького мальчика, заставляли глубоко задумываться. И мой собственный голос был тоже звонким как колокольчик. Я старался заучить услышанные песни, потом уже их пел самостоятельно, наслаждаясь. Некоторые песни пробовал самостоятельно изменить, чтобы получились покрасивее. Исполнение их меня очень радовало, окрыляло душу. Эти песни, сказать правду, стали мне заменой самого дорогого товарища» [3].
Примечательно, что В.П. Воробьев в автобиографии писал: «С раннего возраста, 4-х лет, увлекся пением, музыкой. Имел прекрасный голос и большие музыкальные способности, но развить их в музыкальных школах, в ВУЗах не мог за неимением средств»[4]. После окончания сельской школы Василий Петрович поступил в Шихазанскую двухклассную учительскую школу Цивильского уезда. Ему было 15 лет, когда он стал учителем церковно-приходской школы. В те годы и началась его композиторская деятельность: записывал чувашские народные песни, обрабатывал их и писал сам[5].
С 1902 по 1909 гг. работал учителем в Багильдинской школе Цивильского уезда.
В биографии Василия Воробьева 1909-1912 гг. – чисто «церковный» период, когда он служил в Акулевской церкви Цивильского уезда, нигде более не работая. В селе Акулево перед ним открылся единственно возможный тогда путь к совершенствованию в любимом искусстве.
В 1912 г. он переехал в Чебоксары и начал работать регентом хора и преподавателем пения в начальных и средних школах города.
Начало фольклористской деятельности В.П. Воробьева относится к октябрю 1914 г. Собиранию народной песни В.П. Воробьев отдал сорок лет жизни. В его тетрадях имеются фольклорные материалы из районов Чувашии (Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Козловского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Ядринского, Яльчикского, Янтиковского), а также Башкирии, Татарии, Куйбышевской, Саратовской, Ульяновской областей. В ноябре-декабре 1933 г. он принял участие в Правительственной экспедиции по изучению Чувашского края и записал 92 мелодии[6].
Огромны заслуги В.П. Воробьева в развитии хорового искусства в Чувашии. В 1917 г., после Февральской революции, по предложению Чебоксарского Совета рабочих и солдатских депутатов, для проведения первомайского праздника он организовал рабочий хор. Репертуар хора стал пополняться чувашскими хоровыми произведениями, написанными и обработанными чувашскими композиторами. В 1924 г. на базе этого хора, а также хорового коллектива, руководимого Ф.П. Павловым, был организован Чувашский государственный хор (ныне Чувашский государственный ансамбль песни и танца). Дальнейшая творческая деятельность В.П. Воробьева протекала главным образом в этом коллективе, дирижером которого он был вплоть до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В 1939 г. семью Воробьевых постигает большое горе. От брюшного тифа умирает сын Василия Петровича – Геннадий, студент Московской консерватории. Уже в 8 лет одаренный ребенок создал пьесу «Чувашская мелодия» для фортепиано. Планы молодого композитора были большие, однако жизненный путь его оказался слишком коротким.
Много патриотических песен сочинил В.П. Воробьев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., из которых поистине прекрасна знаменитая «Белая голубка» на стихи И. Тукташа. В этой песне композитор создал глубоко волнующий музыкальный рассказ о белой голубке (девушке), навек потерявшей своего дружка.
Композитор продолжал писать и в послевоенные годы, несмотря на тяжелую болезнь, которой он страдал в последние годы жизни.
В.П. Воробьев был композитором-общественником, замечательным хоровым дирижером, прекрасным знатоком и пропагандистом чувашской народной песни, авторитетным педагогом. Он был членом Союза композиторов СССР с октября 1940 г., одним из первых руководителей Союза композиторов Чувашской АССР (в 1945-1948 гг. — председатель оргкомитета, 1948-1952 гг. — уполномоченный Музфонда СССР по Чувашской АССР), в послевоенные годы возглавлял Чебоксарское музыкальное училище (1947-1948 гг.). Требовательный к своему творчеству, он жил постоянным стремлением к совершенствованию своего профессионального образования: уже на шестом десятке жизни учился в Ленинградском филиале Центрального заочного музыкально-педагогического института (1938-1940 гг.), окончил курсы повышения квалификации периферийных композиторов при оргкомитете Союза композиторов СССР (1940 г.).
За заслуги Василий Петрович был награжден орденом Трудового Красного 3намени (1950 г.), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР (1939 г.), один из первых чувашских музыкантов удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1940 г.).
Умер В.П. Воробьев 10 декабря 1954 г. в Чебоксарах, похоронен на старом кладбище по ул. Богдана Хмельницкого.
Дом, в котором жил композитор В.П. Воробьев и где родился его выдающийся сын Геннадий, находился на стыке улиц Урицкого и Володарского. Учился Геннадий в школе № 1, которая находилась тогда напротив их дома, на улице Володарского. Учитывая эти реалии, по просьбе Союза композиторов Чувашии и Всечувашского общественно-культурного центра, администрация столицы Чувашской Республики в 2000 г. переименовала улицу Володарского на улицу Композиторов Воробьевых[7].
Благодаря упорному труду и глубокому изучению народного творчества, Василий Петрович Воробьев сумел стать мастером своего дела. Его творческая и общественная деятельность нашла горячий отклик и снискала ему подлинно народную славу.
Примечания:
1. Кондратьев М.Г. Композиторы Воробьевы. Чебоксары. 2006. С. 5. 2. ГИА ЧР. Ф. 283. Оп. 1. Д. 5. Л. 755 об.
3. Кондратьев М.Г. Композиторы Воробьевы. Чебоксары. 2006. Л. 18-19.
4. ГИА ЧР. Ф.Р-1041. Оп. 1. Д. 241. Л. 14.
5. Юхма М.Н. Имена улиц твоих, Чебоксары. Чебоксары, 2009. С. 203
6. Кондратьев М.Г. В.П. Воробьев как собиратель народной музыки. // О чувашском икусстве. Чебоксары. 1977. С. 119.
7. Юхма М.Н. Имена улиц твоих, Чебоксары. Чебоксары, 2009. С. 205.
М.М. Алексеева
62-14-95