30
АПР
2025
ГИА ЧР

Календарь Победы: смотры художественной самодеятельности в годы войны

30 апреля 1943 г. в Чебоксарах состоялся смотр детской и школьной самодеятельности [3]. В первый день перед зрителями выступили юные артисты из детских садов № 1 и 14.

С большим воодушевлением хор дошкольников исполнил песни, посвященные Великой Отечественной войне. Жюри оценило их песенные и танцевальные номера на «отлично».

Особо впечатляющим стало выступление коллектива детсада № 14, который с большим успехом представил народные танцы – чувашские, туркменские и другие. Кроме того, дошкольники с вдохновением декламировали стихи.

Стоит отметить, что во время Великой Отечественной войны художественная самодеятельность приобрела огромное значение для населения нашей страны. Она стала неотъемлемой частью советского народа, который вместе с ней ковал победу. Звонкие голоса артистов-любителей звучали повсюду: в действующих частях Красной армии, в партизанских отрядах, в тылу – в колхозах, на заводах и фабриках. Их искусство поднимало боевой дух, вселяло уверенность и давало силы для сражений и для труда.

До войны в г. Чебоксары насчитывалось около 40 коллективов художественной самодеятельности. С началом войны практически все они распались. Возрождение началось с конца 1942 г. К ноябрю 1943 г., кроме школьных, работало 25 кружков художественной самодеятельности [4. С. 317].

В 1943 г. ВЦСПС и Комитет по делам искусств при Совнаркоме РСФСР запустили череду фабрично-заводских и общегородских смотров художественной самодеятельности по всей стране. С 15 июля по 25 октября прошел смотр творчества профсоюзов. А с 25 октября 1943 г. по 1 февраля 1944 г. был объявлен смотр художественной самодеятельности в сельских местностях и райцентрах [1. С. 53].

В смотре художественной самодеятельности рабочих и служащих (профсоюзов) по Чувашской АССР приняли участие 14 городов и райцентров. В частности, работники завода 654 и 320, ликеро-водочного завода, хлопчатобумажной, чулочной, табачной фабрик в Чебоксарах. Подключились и представители Урмар – фабрики спортинвентаря, крахмалопаточного завода, швейной мастерской. А в Канаше на вагоноремонтном заводе репетировал даже джаз-оркестр.

Особенно впечатляющим было выступление творческих коллективов завода 654 (ныне ЧЭАЗ). В их числе особо выделялся хор, который начал выступать только с октября 1942 года. Хор исполнил 11 песен, среди которых были произведения советских композиторов, а также украинские и русские народные песни и «Песня о Сталине» чувашского композитора Г. Лискова.

Также высокой оценки удостоились самодеятельные коллективы хлопчатобумажной и чулочной фабрик. Среди драматических коллективов первое место занял коллектив завода «Большевик», представивший пьесу Константина Симонова «Жди меня». Кроме того, были определены самые талантливые исполнители-одиночки – 28 человек. Пять из них были приняты в Чувашское музыкальное училище, а трое – на работу в хор при Чувашском радиокомитете [2].

С 1 ноября 1944 г. по 1 марта 1945 г. проводился смотр художественной самодеятельности в сельских местностях и районных центрах [1. С. 54]. По его итогам отмечался рост числа кружков в 2,5 раза по сравнению с 1943 г. [2].

В победном 1945 г., с 15 по 22 марта, состоялся республиканский смотр сельской художественной самодеятельности. В этом ярком мероприятии приняли участие 66 коллективов из 30 районов республики, собравшие 944 человека, из которых 447 выступили с сольными номерами [1. С. 54].

___________________

  1. Алжейкина Г.В. Смотры художественной самодеятельности на территории Чувашии в период Великой Отечественной воины // Чувашский Национальный музей: люди, события, факты. – 2012. – № 7. – С. 52–57.

  2. Кто сказал, что надо бросить песни на войне? URL: http://sovch.chuvashia.com/?p=273023 (Дата обращения: 15.04.2025).

  3. Лисков Г. Смотр детской самодеятельности // Красная Чувашия. – 1943. – 30 апреля. – № 91. – С. 2.

  4. Чебоксары: исторический очерк. Коллективная монография. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014. – 511 с.


А.Ю. Гусарова

62-14-95