Как в Чувашии отмечали коронацию Александра III
В майские дни 1883 г., 142 года тому назад, в Российской империи состоялось масштабное трехнедельное празднование коронования императора Александра III. Торжественная церемония вступления на престол традиционно совершилась в стенах Успенского собора Московского Кремля 15 (27) мая 1883 г. Естественно столь значимое событие широко отмечалось по всей стране. Во всех уголках страны проходили пышные празднества, в том числе и в Чувашии.
Особо хотелось бы упомянуть, что Александр Александрович, еще будучи цесаревичем, несколько раз проезжал мимо Чебоксар. В августе 1866 г. наследник престола совершил первое ознакомительное путешествие по стране. Путешествие продолжалось три недели и проходило по маршруту: Санкт-Петербург – Тверь – Рыбинск – Ярославль – Кострома – Нижний Новгород – Казань с возвращением через Москву. Цель вояжа – ознакомить будущего императора с наиболее важными экономическими и культурными центрами многонационального Поволжья, его природными и бытовыми особенностями, архитектурными и историческими памятниками.
9 августа Александр Александрович прибыл на поезде в Тверь, откуда отправился по Волге на пароходе «Наяда». В Рыбинске пересел на пароход «Поспешный» пароходного общества «Самолет». 21 августа «Поспешный» отчалил от пристани Нижнего Новгорода и по пути в Казань сделал небольшие остановки в Лыскове и Козьмодемьянске. 22 августа в 4 часа утра прошел мимо Чебоксар [3. С. 72].
Несмотря на раннее время, на городской пристани собрались люди, чтобы поприветствовать наследника престола. Торжественность момента испортил инцидент между мещанином Алексеем Михайловичем Шемякином и унтер-офицером полицейской команды Александром Удориным [1. Л. 1-2].
Второе путешествие произошло в июле-августе 1869 г. Александр Александрович и его супруга Мария Федоровна совершили путешествие через Москву, Нижний Новгород, Казань, Царицын и Донскую область в Крым по Волге и Дону, затем через Одессу и Киев вернулись в Царское Село. Путешествие было организовано для знакомства будущей императрицы с ее новой родиной [3. С. 74].
Из Санкт-Петербурга путешественники по железной дороге прибыли в Москву, где пересели на поезд до Нижнего Новгорода. Далее была отправка вниз по Волге на пароходе «Счастливый» пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Днем 16 июля пароход «счастливый» прошел мимо Чебоксар, о чем священник Успенской церкви Александр Нелидов в церковной летописи отметил: «17 июля мимо г. Чебоксар проплыл вниз по Волге их Императорские высочества цесаревич Александр Александрович с супругою Мариею Федоровною и великим князем Алексеем Александровичем» [2. Л. 5]. Запись была сделана задним числом, отсюда ошибка в дате.
В четвертом часу вечера того же дня пароход с наследником проследовал мимо Мариинского Посада. На берегу будущего царя радостно приветствовала пестрая толпа горожан и специально приехавших в город русских, чувашских и марийских крестьян.
В седьмом часу вечера «Счастливый» встал на ночную стоянку напротив с. Кокшайска в 6-7 верстах ниже Мариинского Посада. Путешественники совершили небольшую экскурсию по селу [3. С. 75].
В 1871 г. цесаревич Александр Александрович проплыл мимо Чебоксар в третий раз [3. С. 76].
Теперь же представляем вашему вниманию описание празднования коронации Александра III в г. Чебоксары и с. Красные Четаи Курмышского уезда Симбирской губернии.
Документы приведены в соответствие с современными правилами орфографии. Ошибки, описки и опечатки, не влияющие на смысл, исправлены без дополнительных пояснений. Пропущенные фрагменты текста отмечены многоточием <…>.
Празднование коронации в г. Чебоксарах
С нетерпением ждали чебоксарцы и крестьяне окрестных деревень радостного для них дня 15-го мая. В этот день крестьяне, бывшие у Божественной литургии, по окончании оной, по деревням не расходились, а оставаясь в городе, все ожидали радостной вести о совершившемся Священном Короновании Своего глубокочтимого Монарха. А потому, как только лишь в 6 часов вечера 15-го мая была получена в Чебоксарах от г. казанского губернатора телеграмма о совершившемся в этот день в Москве Короновании Государя Императора Александра Александровича и раздался во всех чебоксарских церквах благовест ко всенощному бдению, все чебоксарцы и оставшиеся в Чебоксарах крестьяне пришли в неописанный восторг и радость, и каждый, творя на себе крестное знамение, спешил в храм Божий.
На другой день 16-го мая во всех приходских церквах, исключая соборной, совершены были ранние литургии, и с раннего утра весь город украсился разноцветными флагами; в соборном же Введенском храме, при стройном пении хора певчих Успенской чебоксарской церкви и части из духовного училища, о. благочинным и протоиереем С. Богородицким, совершена была поздняя литургия, а после оной со всеми градскими священниками, с коленопреклонением и провозглашением многолетия Государю Императору, молебен. При этом число молящихся в соборе, не только городских жителей, но и крестьян окрестных деревень, было столь велико, что, не смотря на обширность соборного Введенского храма, молящиеся не могли все поместиться в оном, а некоторые, и даже многие, стояли уже под открытым небом, в церковной ограде.
По окончании литургии, из собора вся масса молящегося народа, в сопровождении чтимой святыни чебоксарской, иконы Владимирской Божией Матери, двинулась на площадь близ Успенской церкви, на которой еще раз отправлен был, с коленопреклонением и провозглашением многолетия Государю Императору, молебен тем же о. протоиереем и со всеми градскими священниками. С площади все городское чиноначалие и множество молящихся на оной направились в дом чеб[оксарского] городского общества, по приходе в который священником Успенской чебоксарской церкви Невзоровым произнесено было приличное торжеству слово [4]. По произнесении свящ[енником] Невзоровым слова, певчие Успенской церкви исполнили концерт «Сей день его же сотвори Господь», а после оного гимн «Боже Царя храни» и «Славься наш Русский Царь». Затем составлен и подписан был всеподданнейший Государю Императору, с выражением верноподданнических чувств, по случаю совершившегося Коронования, адрес, и провозглашены были тосты градским головою Астраханцевым – за Государя, Государыню и Наследника, за г[осподина] казанского губернатора, по инициативе г[осподина] мир[ового] судьи Дамперова – за гор[одского] голову Астраханцева, и Астраханцевым – за все чебоксарское общество, при чем певчие несколько раз пропели «Многая лета». В память Коронования Государя Императора ученикам чеб[оксарского] городского училища, в доме же градского общества, розданы были лакомства, а равно и в женском училище; на покупку лакомств было собрано по подписке 75 руб., а купцом – городским головою Астраханцевым пожертвовано 100 р. Прочим же жителям, а также и нижним воинским чинам, находящимся в Чебоксарах, было предложено угощение.
Вечером 16-го мая весь город, церкви и весь городской берег реки Волги были иллюминованы разноцветными бумажными фонарями, плошками и железными фонарями. Так как железных фонарей запасных не было, то оные куплены были нарочито в Казани; всех фонарей и плошек горело 1,300. На берегу реки Волги, а также на доме городского общества, были поставлены с изображением имен Государя и Государыни вензеля, освещенные зажженными в фонарях свечами, а во всех окнах дома городского общества и общественного банка на пирамидах горело по нескольку свеч. Некоторые же в городе дома, особенно купцов Астраханцева и Иевлевых, отличались особенным убранством. У домов этих купцов с улицы были поставлены нарочито приготовленные деревянные круглые сияния, обставленные разноцветными сплошными стаканчиками с маслом, которые, быв зажжены, представляли особенный вид, и поражали зрение. Не меньшим убранством отличался и дом чеб[оксарского] духовного училища. В нем положительно на всех окнах горело по несколько свеч, а по временам виден был бенгальский огонь. Ученики же, освобожденные на три дня от занятий, пели, под руководством учителя пения Златоустова, разные кантаты и своим стройным пением, далеко вечером раздававшимся по городу, услаждали слух гулявшей публики. Им также, по примеру гор. училища, в память Коронования Государя, г. смотрителем училища розданы были лакомства, для чего все ученики приглашены были в поле. Великолепный вид представляла собою и квартира г[осподина] тов. прокурора каз[анского] окружного суда Алехина. Она, находясь на самом возвышенном месте, с одной стороны, обращенной к городу, вся положительно, так сказать, усеяна была разноцветными фонарями, в которых горели свечи, и невольно всех заставляла обращать на себя внимание.
Словом, – Чебоксары, хотя и небогатый город, но и он, можно сказать, не отстал от прочих городов, и отпраздновал Коронование своего любимого Монарха так, что лучшего и желать нельзя. И старожилы чебоксарские не запомнят такого празднования, а про освещение города прямо заявляют, что подобного освещения не было при Короновании Государей Николая I-го и Александра II-го. Так отпраздновали чебоксарцы великое событие – Коронование Государя Императора Александра III-го. Будем же всегда молиться, и не при общественных только богослужениях, но и каждый в клети своей – сердце, чтобы Господь ниспослал возлюбленному Государю нашему благодатную силу для Царского подвига. Нет на свете жребия ответственнее самодержавной власти Русского Царя. Будем молиться, чтобы Помазанник Божий, уповая на Господа, мужественно нес крест возложенный на Него вместе с царским достоинством.
Г. Чебоксар Успенской церкви священник Павел Невзоров.
Известия по Казанской епархии. – Казань : Типо-лит. Имп. ун-та, 1883. № 14. С. 448–451.
Из летописи Воскресенской церкви с. Красные Четаи о праздновании коронации Александра III
За 1883 год
16 мая пришло в приход известие о благополучном совершении в Москве коронования Государя Императора Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Федоровны. Со времени мученической кончины Государя Императора Александра II приход представил много очевидных фактических доказательств своей любви к Царствующему Дому – доказательств тому, что он не безразлично относится к образу правления государственного: 1) гражданскую скорбь о кончине Государя он выразил в служении панихид и целым приходом, и по желанию отдельных лиц, причем молящиеся стояли за панихидами с возженными свечами; потом 2) в течение двух лет следовало напряженное ожидание времени коронования Государя и сильное возбуждение интереса ко всему, что касается жизни Царствующей Семьи, и наконец 3) при получении известия о благополучном совершении коронации прихожане выразили свою радость – в присутствовании большой массой в течении трех дней при совершении благодарственных Господу Богу молебнов, которые пелись по желанию прихожан на церковной площади, в выставлении многими домохозяевами у своих домов флагов и в предложении угощения отставным и запасным нижним воинским чинам, которые импровизировали в дни празднества коронации воинские парады. <…>
Подписи: Настоятель, Священник Андрей Сахаров
Священник Петр Арнольдов
Священник Степан Сокольский
Диакон Яков Перов
И. д. псаломщика Николай Академов
ГИА ЧР. Ф. 329. Оп. 1. Д. 2. Л. 8 об. Подлинник.
________________
ГИА ЧР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 3091.
Там же. Ф. 369. Оп. 1. Д. 47.
Гусаров Ю.В. Представители династии Романовых в Чувашии: исторические очерки. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2024. – 144 с.
Слово это предназначалось для произнесения на площади, но по случаю дождя отложено и произнесено здесь.
М.А. Чернов
62-14-95