17
МАЙ
2025
ГИА ЧР

Календарь Победы: разговор с немецкими военнопленными

17 мая 1942 г. на страницах республиканской газеты «Красная Чувашия» вышел эксклюзивный материал – разговор с немецкими военнопленными. Подготовил его специальный корреспондент газеты С. Макаров прямиком из Западного фронта. Гордые вояки, как о них писала немецкая пресса, предстали перед читателями совсем уж жалкими.

Перелагаем вашему вниманию сам текст статьи.

Разговор с пленными

Нам сказали:

– Сейчас будут пленные, чистокровные арийцы.

Хотелось представить их себе, как рисует фашистская печать, рослыми, русыми, голубоглазыми.

Открылась занавеска, и вошли два представителя так называемой «высшей расы», взятые в плен в недавних боях. Неважно выглядели эти два гитлеровских солдата. Среднего роста, они далеко не были блондинами. Волосы их были похожи на вывалянную в грязи мочалку. Зе­леные, выцветшие глаза, пропитые в каба­ках и пивнушках Европы, глядели тупо и бессмысленно. Держа в руках пилотки с паучьей свастикой, они переминались с ноги на ногу.

Ефрейтор 29 мотоциклетного батальона 29 немецкой моторизованной дивизия Вилли Шадт с бакенбардами и черными усиками, ручейками стекающими к краям губ, оказался особенно разговорчивым. Еф­рейтор 317 пехотного полка 211 дивизии Герман Фольтииг, гладко выбритый с ост­рым, птичьим носом, отвечал на вопросы скупее.

Эти горе-вояки шли на Москву. Герои­ческие бойцы Красной армии заставили их показать пятки, и вот теперь они стоят в штабе Н-ской части.

– Как вы попали в плен?

– Мы находились в передовом охра­нении – в 400 метрах от русских. Рус­ские стремительным ударом окружили нас, и мы решили, что сопротивляться бесполезно.

– Что говорят солдаты об окончании войны?

Отвечает Вилли Шадт:

– Вопрос об окончании войны, – заявляет он, – связан с просчетом Гитле­ра. Гитлер нам говорил, что у русских нет танков и резервов, что у русских на 5 солдат одна винтовка. На своем горьком опыте я убедился, что и танков, и ору­жия, и храбрых солдат в России очень много. Русские танки совершенны, они навевают страх на ваших солдат: снаря­ды, выпущенные из наших противотан­ковых пушек, отскакивают от ваших тан­ков. У вас очень большие потери. К началу войны против СССР 29 дивизия насчитывала 12000 человек. Согласно офи­циальным сообщениям командования диви­зия потеряла убитыми 6500 человек. Сейчас дивизия фактически распалась. От нее остались лишь разрозненные ча­сти. Наш батальон был мотоциклетным, а теперь стал пехотным, так как он поте­рял все мотоциклы. За время пребывания на Восточном фронте у нас сменилось 4 командира батальона. Тяжелый урон на­несла нам русская авиация. За последние две недели батальон потерял убитыми и ранеными 175 солдат. Много солдат поте­рялось и пропало без вести.

– Ну, а воевать вы хотите?

– У нас и у солдат нет никакого жела­ния воевать.

– Расскажите о положении в Герма­нии?

– Положение в Германии еще более ухудшилось, – говорит Герман Фольтинг. –Пищевой рацион стал еще меньше, очень трудно достать продукты. Из дома пишут, что 3-4 раза в неделю их по­сещают «Томми» – английские летчики и бомбят военные объекты.

– Зачем вы грабите наше население?

Оба ефрейтора опускают глаза и не­сколько секунд молчат. Потом один из них отвечает:

– Возможно, потому, что у наших сол­дат ничего нет.

– Сколько вы замучили советских женщин и детей?

На лицах обоих гитлеровцев появляет­ся глупая и наивная улыбка. Они переглядываются, пожимают плечами и бес­связно лепечут:

– Мы никого не трогали...

Чувство гадливости и омерзения вызы­вают эти ужимки.

Оба пленные подтверждают, что солда­ты германской армии вшивые, что и у них, ефрейторов, «есть по несколько штук вшей». Объясняют они это отсутст­вием чистого белья.

Культурный уровень представителей «высшей расы» чрезвычайно низок.

– Кого вы читали из классических немецких поэтов и писателей?

–  Мы мало интересуемся литерату­рой...

Выясняется, что они даже не знают о произведениях великих художников слова Гете и Гейне. И тем более не слыхали о Максиме Горьком и Льве Толстом.

В тему нашего разговора снова входит Красная армия. Пленные дают высокую  оценку русскому оружию, которое произ­вело на них «сильное впечатление». Они хорошо отзываются о бойцах, командирах и политработниках Красной армии, деру­щихся мужественно и отважно.

Пленные были более чем удивлены, когда им сообщили, что перед ними де­легаты Чувашской республики, привезшие подарки советским воинам.

– К сожалению, это у нас невозмож­но, – заявили они.

Разговор с пленными заключил комис­сар тов. Лобачев.

–  Наша армия народная, – сказал он. –  Фронт и тыл у нас одно целое. Мы боремся за правое дело. Поэтому наша ар­мия победит.

Пленные внимательно выслушивают пе­реводчика и соглашаются с комиссаром.

Макаров С. Разговор с пленными // Красная Чувашия. – 1942. – 17 мая. – № 113. – С. 2.

 

А.Ю. Гусарова

62-14-95