18
ИЮЛ
2025
ГИА ЧР

Календарь Победы: Канашскому вагоноремонтному заводу присуждено переходящее Красное знамя Наркомата путей сообщения

18 июля 1942 г. республиканская газета «Красная Чувашия» сообщила, что коллектив Канашского вагоноремонтного завода стал одним из передовых по итогам Всесоюзного социалистического соревнования железнодорожников за июнь 1942 года. В связи с этим заводу было присуждено переходящее Красное знамя Народного комиссариата путей сообщения [3].

Не могли остаться равнодушными к этому важному событию железнодорожники. Завод получил приветственную телеграмму от руководства Казанской железной дороги: «Руководство дороги и политотдел дороги горячо поздравляют вас и ваш коллектив с производственным успехом, достигнутым во Всесоюзном социалистическом соревновании железнодорожников. Завоевать переходящее Красное знамя в период ожесточенных битв героической Красной армии с бронированными ордами фашистских разбойников представитель – это величайшая честь для каждого железнодорожника, для каждого железнодорожного коллектива, ибо железнодорожный транспорт – родной брат Красной армии. Вы правильно поняли задачи, вытекающие из исторического первомайского приказа товарища Сталина. Это помогло вам организовать подлинное социалистическое соревнование и направить его на перевыполнение государственных планов и измерителей. Надеемся, что вы не успокоитесь на достигнутом и, на основе еще шире развернутого соревнования, охвата им каждого работника, повышения качества соревнования, добьетесь в июле новых успехов, придете ко Всесоюзному дню железнодорожников с новой победой. Завоюйте переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны! Желаем вам успеха» [2].

Канашский вагоноремонтный завод был крупнейшим предприятием Чувашской АССР, а в годы войны его значение возросло, поскольку он был единственной, наиболее близкой к фронту, крупной базой для ремонта железнодорожных вагонов. В августе 1941 г. сюда прибыло эвакуированное оборудование (в количестве 727 единиц) с Дарницкого, Жмеринского, Борисоглебского и Шевченковского вагоноремонтных заводов и более тысячи эвакуированных рабочих и служащих с семьями. О том, как проходило возведение новых цехов завода мы писали ранее.

Уже в ноябре 1941 г. завод начал выпускать продукцию по заданию Государственного комитета обороны. Помимо производства боеприпасов, завод выполнял заказы на строительство бронепоездов, бронетранспортеров и других военных объектов. К концу 1941 г. военная продукция составляла 71,3% [1. С. 217].

_________________

1. Александров Г.А. Годы Великой Отечественной войны // История Чувашии новейшего времени. Книга 1: 1917–1945 / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; [Авт.: А.В. Изоркин и др.]. – Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук, 2001. – С. 214–261.

2. Добьемся новых успехов! // Красная Чувашия. – 1942. – 18 июля. – № 166. – С. 1.

3. Канашскому вагоноремонтному заводу присуждено переходящее Красное знамя Народного комиссариата путей сообщения // Красная Чувашия. – 1942. – 18 июля. – № 166. – С. 1.


А.Ю. Гусарова

62-14-95